Все публикации


07  03  2014

Чудеса мимикрии!

Американская компания Audio Research Corporation известна во всем мире своими мощными, быстрыми и некритичными к нагрузке ламповыми усилителями, а также прогрессивным подходом к конструированию техники. Но в 2009 году у нее появилась серия транзисторных усилителей с довольно необычным выбором схемы. 

Интегрированный усилитель Audio Research DSi200

Разрабатывать свои первые ламповые усилители основатель Audio Research Уильям Джонсон начал еще самостоятельно, в далекие уже времена, приходящиеся на середину прошлого века. И впоследствии он не изменял базовым принципам: только качественные универсальные ламповые конструкции (даже в убийственный для ламп период середины-конца 70-х годов, связанный с массовым переходом производителей в лагерь транзисторов), современное прочтение схем и упор на инженерную мысль, а не на аудиоэзотерику или эксклюзивность использованных компонентов. Справедливости ради надо сказать, что в Америке (да и не только там) Джонсон, со своим подходом и с акцентом на грамотные инженерные решения, был не один такой — можно вспомнить, например, Мэнли-старшего с его концепцией «удобных ламповых устройств». Но если Люк и Ив Энна Мэнли, сын и жена Дэвида и продолжатели его дела, и до сих пор верны ламповой теме, то Audio Research решила, что теперь, спустя 40 лет, транзисторы уже могут поспорить по качеству звучания с лампами. И четыре года назад компания удивила аудиообщественность выпуском параллельной серии усилителей, работающих к тому же в классе D, которая отныне существует на равных с классическими линейками фирмы. В этой серии с названием Definition модель интегрированного усилителя DSi200 является самой старшей и самой мощной (не считая отдельных оконечников, появившихся годом позже).

Интегрированный усилитель Audio Research DSi200

Интегрированный усилитель Audio Research DSi200

Интегрированный усилитель Audio Research DSi200

Интегрированный усилитель Audio Research DSi200

Производитель сообщает, что в серии Definition использована новая технология, эксклюзивно созданная командой инженеров Audio Research. В описании фирма называет конструкцию «solid-state hybrid», уточняя, что здесь присутствуют не импульсный, а линейный аналоговый регулируемый блок питания с большим тороидальным трансформатором и переключаемая схема на полевых транзисторах для выходных каскадов. Собственно говоря, о классе D усилителей как раз и говорит факт переключаемости схемы, что входит в стандартное определение такого типа функционирования выходных транзисторов. Блок питания тут уже не столь важен для самого определения (и, кстати говоря, подобная ситуация — с силовым «тором» и выходным каскадом в классе D — традиционна для конструкций Hi-Fi-техники, при создании которых учитываются экологические соображения). Также заявляется, что все части блока питания и схема выходного каскада — собственная разработка Audio Research и не содержат никаких OEM-модулей других изготовителей. У усилителя полностью балансная конфигурация. Что касается внешности, то он оставляет очень хорошее впечатление крепкой, аккуратной и достойно сделанной вещи. Корпус с псевдорэковыми ручками апеллирует к студийной технике и к традиционному облику, привычному для этой марки, хотя DSi200, конечно, чисто домашний и современный аппарат. Некоторые элементы дизайна воспринимаются именно как дань прошлому (так же принято, например, у McIntosh). Толстая передняя панель имеет декоративную рамку, проточенную в листе шлифованного алюминия, и две очень приятные на ощупь точеные же ручки — регулятор громкости и выбор активного входа. Последний не совершает полных оборотов, а работает всего в двух позициях, покачиваниями гоняя по циклу разные входы (всего их пять — два балансных и три несимметричных). Крупный экран с бледно-зелеными четко читаемыми надписями (интенсивность подсветки регулируется с пульта ДУ) отображает всю возможную информацию, включая баланс каналов, громкость и выбранный вход, а также режимы Mono и Invert для фазы сигнала при их активизации. Управление дублировано пультом ДУ и кнопками на передней панели аппарата. Пульт — столь же крепко и надежно сделанная вещь, как и сам усилитель, он хорошо лежит в руке, полнофункционален, клавиши расположены удобно; за него, как и за четкость его срабатывания, фирме полагается отдельная похвала. Усилитель запоминает последние сделанные настройки и не сбрасывает их даже после отключения от сети. Клеммы коммутации на задней панели очень приличные и широко расставленные, акустические терминалы установлены на отдельных изолирующих платформах. Единственное замечание по эргономике связано с тем, что отверстия в торцах, куда должны вставляться кабели с разделкой «бананами», запаяны заводским способом. Поэтому здесь допускаются только «лопатки» либо голый провод, вставляемый в отверстия в токоведущем штыре. Вновь мы сталкиваемся с ситуацией, когда ряд американских производителей не желает допускать использование в Европе акустических терминалов под «бананы» из-за повышенной подводимой мощности, обусловленной номиналом европейского сетевого напряжения. Сквозь вентиляционные прорези на верхней крышке просматривается некоторая часть внутреннего содержимого. В частности, большой сетевой трансформатор под кожухом расположен посередине, прямо за информационным экраном на передней панели. По обеим сторонам от него смонтированы небольшие платы питания с восемью черными конденсаторами Nichicon (по 10 000 мкФ каждый) на канал усиления, что в сумме составляет 160 000 мкФ в фильтре питания. Далее конструкция разведена полностью симметрично. В целом аппарат со своей винтажно-профессиональной внешностью, простотой и надежностью управления вызывает симпатии как с первого взгляда, так и после нескольких дней эксплуатации. 

Интегрированный усилитель Audio Research DSi200

Интегрированный усилитель Audio Research DSi200

Интегрированный усилитель Audio Research DSi200

Интегрированный усилитель Audio Research DSi200

Интегрированный усилитель Audio Research DSi200

Интегрированный усилитель Audio Research DSi200

Что касается собственно звучания Audio Research DSi200, то, никак не покривив душой, я бы назвала его чисто ламповым. Академические инструментальные треки, джаз, популярную музыку он действительно играет в деликатном и прозрачном ламповом стиле, с классически слегка округленными верхами и хорошей живой серединкой. Как и полагается приличной «лампе», звук не имеет признаков патоки или слащавости, тембры не перегруженные, не вязкие и не тяжелые, подача воздушная и очень объемная, но без перекосов в сторону псевдосурраунда и других неестественных эффектов. Остроты и сухости тембров нет совсем, как и акцентов на каких-то частях частотного диапазона, тонально палитра воспринимается как весьма нейтральная, не теплая и не холодная. Отдача по нижнему басу и его раздельность также роднит этот усилитель с ламповыми собратьями, а не с мощными транзисторными агрегатами, работающими в классе D. Имитация лампового звука получилась, на мой взгляд, просто замечательная. Впрочем, она в некоторой степени зависит от нагрузки, качество баса на разной акустике, оказавшейся на момент теста в нашей лаборатории, тоже было в достаточной степени неодинаковым. Конечно, и сами по себе различные АС демонстрируют разную степень собираемости и четкости баса. Но мне все же подумалось, что определенное влияние здесь оказывают параметры нагрузки (модуль и фаза импеданса, расположение провалов по частотам). В целом усилитель играет очень соразмерно, с хорошим пониманием саунда и атмосферы записей (во всяком случае, в неэкстремальных случаях, без нагруженных треков с масштабной симфонической классикой или других сложных вещей), взвешенно, цельно и с отличным чувством ритма. Отдельно можно отметить исключительную точность отработки нюансов атаки и микровсплесков громкости. Нажатие клавиш рояля пианистом, удары по тарелкам, треугольникам и пр. во всех жанрах, щипки струн — все демонстрирует весьма высокую, скажем так, пропорциональность воспроизведенных приложенных усилий и замысла. Этот тонкий момент аппаратура порой передает грубо и линейно, великие исполнители вдруг начинают «долбить по клавишам» и выказывают всякие странности, например излишнюю энергетику либо, напротив, вялость. Тут же все, что называется, в точку и очень выверенно.

Интегрированный усилитель Audio Research DSi200

Паспортные данные:



Тип – интегрированный усилитель | Название – Audio Research DSi200 | Выходная мощность (КНИ 1%, на нагрузке 8 / 4 Ом), Вт – 200 / 300 x 2 | Частотная характеристика (1 Вт), Гц – 5—55 000 (по уровню –3 дБ) | Входной импеданс (RCA / XLR), кОм – 60 / 120 | Отношение сигнал/шум, дБА – 94 | Аудиовходы – стереопары RCA (3), стереопары XLR (2) | Аудиовыходы – нет | Энергопотребление (выходная мощность 200 Вт, 8 Ом / выходная мощность 300 Вт, 4 Ом / режим idle / режим standby), Вт – 445 / 735 / 38 / 1 | Габариты, см – 48 x 13,3 x 36,2 | Масса, кг – 16,9


Вывод:



Интересный аппарат, играющий совершенно вне рамок привычной для класса D концепции и прямо ассоциирующийся с прозрачной деликатной ламповой подачей. Audio Research DSi200 не очень жалует жесткие и нагруженные жанры, но во всех остальных случаях звучит благородно и выверенно.

Мария Савина