Все публикации


10  09  2014

Analog (Vinyl) vs Digital Audio (CD, FLAC)

С того момента, когда я приобрел проигрыватель виниловых дисков Marantz PM-11S2, у меня появилась приличная коллекция пластинок. Если отмотать ленту времени на два года назад, я бы тогда вряд ли смог себе представить, что буду слушать «винил» на своей системе. Но, с тех пор, как я приобрел сказочные акустические системы Status Acoustics 8T, я открыл для себя новые горизонты.

Я расширил свой кругозор в плане музыкальных жанров и начал слушать записи в разных форматах, поскольку полагаю, что нет смысла ограничивать себя одним носителем. Почему нельзя получать удовольствие от прослушивания музыки в разных вариантах. В конце концов, мы любим музыку не из-за минимального количества искажений и шумов в записи, не так ли? А как насчет эмоционального отклика, который вызывает у слушателя тот или иной формат? А потрескивание пластинки, или момент, когда игла опускается на диск и касается  его, который меня просто захватывает! Все это удовольствие можно передать двумя словами «теплый» «уютный». Моя жена утверждает, что прослушивание виниловых дисков создает более интимную и романтическую атмосферу. И мне трудно ей возразить, особенно, когда она угощает меня хорошим вином при свечах, с улыбкой на лице и в платье, которое обещает фантастический вечер…

 

По сравнению с виниловой пластинкой компакт-диск обладает более широким динамическим дипазоном (на 26 децибел) и лучшим переходным затуханием между стереоканалами (на 40 -50 децибел).

 

По всем параметрам цифровое аудио превосходит аналоговую запись. Даже стандартный компакт-диск согласно характеристикам красной книги с разрешающей способностью 16 бит / 44,1 кГц, обладает более широким динамически диапазоном в 26 децибел и лучшим переходным затуханием между стереоканалами на 40 – 50 децибел, а также - лучшим показателем коэффициента детонации. По истечению определенного периода времени качество воспроизведения компакт-диска не ухудшается. В то время, как пластинка после многочисленного прослушивания начинает поскрипывать и появляется нежелательный «песок». Можно продолжать и дальше, но вы понимаете, о чем идет речь. На бумаге цифровое аудио обладает идеальными характеристиками. Однако, мой многолетний опыт общения с Музыкой помог мне прийти к выводу, что между теорией и реальностью существует огромная разница. Большинство «технарей», особенно специалистов по электронике, страдают Синдромом Ограниченности, полагаясь в своих суждениях исключительно на точной информации, а также фактах, прежде чем проверить реальность ситуации для определения соотношения. Признаюсь откровенно, я и сам подвержен этому синдрому, но рамки моего инженерного образа мышления на протяжении последних лет существенно расширились. Если раньше я проводил измерения, а затем слушал, то теперь наоборот. Я не хочу, чтобы объективные данные каким-то образом оказывали влияние на мои звуковые ощущения  устройства. Я обнаружил, что подобный подход намного полезней для оценки настоящего удовольствия от прослушивания аппарат, который является объектом тестирования. Я использую измерения в качестве инструментария для того, чтобы выявить потенциальные дефекты конструкции, а не для декларирования превосходства продукта. По этому поводу я даже написал статью «Как мы измеряем качество звучания аудио компонентов», где каждый вопрос рассматривается более детально.

 

 

Мне было интересно проводить сравнения между форматами одной и той же записи, чтобы определить, насколько варьируется ощущения, полученные от прослушивания. Вполне возможно, что подобный вариант сравнения не удовлетворит некоторых форумчан, настаивающих на проведении тщательного Двойного Слепого Тестирования, протокола которого НИКОГДА в полном смысле не придерживается большинство людей, за исключением, разве что производителей. Они также будут ставить в вину, что, поскольку записи не были сведены одним и тем же инженером , то сравниваться будут различные варианты микширования, а не конкретные форматы.  Согласен, в этих аргументах  есть определенный плюс, но это не главное. Задача сессии прослушивания  заключалась в том, чтобы собрать группу единомышленников, насладиться Музыкой и дружеской атмосферой общения.

 

 

Виниловая пластинка против компакт-диска: Что лучше?

Музыка

Я выбрал записи, которые были в двойном экземпляре на пластинке, компакт-диске  и в формате FLAC, скачанном на 4 TB HDD, непосредственно подключенном с помощью кабеля USB к Oppo BDP-105. Кроме того, я использовал Marantz PM-11S3 в качестве аналогового предварительного усилителя, а также два моноблока Emotiva XPR-1 мощностью 1 кВт каждый, проигрыватель виниловых пластинок Marantz TT-15S1 и Oppo BDP-105 Blu-ray для воспроизведения компакт-дисков.  В качестве акустических систем я использовал Status Acoustics 8T, а для коммутации я взял Kimber 8TC и Bluejeans балансные и несимметричные межблочные кабели.

 

 

Слева направо: Spyro Gyra, Phil Collins, Miles Davis

 

Демонстрационный материал

  • Фил Коллинз: Hello I Must Be Going на пластинке и компакт-диске
  • Spyro Gyra: Breakout на пластинке и компакт-диске
  • Майлс Дэвис: Kind of Blue на пластинке (180 г) и FLAC

 

Интересно то, что виниловая пластинка и компакт-диск альбом Фила Коллинза созданы одновременно в 1982 году на одной студии Atlantic Records и одним звукоинженером Хью Педхэмом (Hugh Padgham).  Оригинальная мастер лента, естественно, аналоговая, и послужила основанием для компакт-диска, отсюда и формат записи - AAD.  Виниловая пластинка и компакт альбома Spyro Gyra также были записаны в одном году (1986), в одной студии (MCA/Amherst Records) и одним звукоинженером Бобом Людвигом (Bob Ludwig).  Хотя компакт-диск четко не промаркирован, мне кажется, что запись изначально была выполнена в цифровом формате, а виниловая пластинка была записана с цифровой основы, поскольку она звучит невероятно чисто и без искажений. Это интересное сравнение, поскольку в случае с альбомом Фила Коллинза, виниловая пластинка должна иметь преимущество, так как выполнена с аналоговой мастер- ленты, тогда как у Spyro Gyra – ситуация с точностью до наоборот. Основой для обоих носителей был цифровой «мастер»  поэтому компакт-диск лидирует. Так что, к черту этих сторонников объективности. У нас один одни и те же записи, отремастированы одними и теми же звукоинженерами и смикшированы в обоих форматах!

 

Что касается альбома Майлса Дэвиса Kind of Blue, то для этого эксперимента я приобрел  аудиофильную пластинку (180 грамм), ремастированную в 2010 году на Sony Records. Я не помню, с чего были ремастированы аудио файлы FLAC, поскольку я получил их давно. Итак, я приступил к процедуре сравнения с таким количеством записей, которые однозначно будут забракованы поклонниками объективизма, но всем не угодишь.

 

Процедура тестирования

Как уже было сказано выше, я выбрал записи, которые были дублированы на цифровых и аналоговых носителях. Я выставил идентичный уровень выходного сигнала на слух, затем мой коллега Дэйв Фарес подтвердил тот факт, что уровни были практически идентичными. Должен сказать, что это достаточно сложная процедура даже с измерителем уровня звукового давления, поскольку мы старались согласовать музыкальные источники, а не фиксированный испытательный тональный сигнал, или розовый шум. Каждая запись была выполнена по своему, и поэтому мне необходимо было согласовать уровень выходного сигнала каждой из трех пластинок. К моей огромной радости, процедура установки уровня у Oppo BDP-105 была очень простой с шагом в 1 дБ с аналоговых выходов.

 

Мне пришлось приложить максимум усилий для того, чтобы идеально синхронизировать записи на пластинках и цифровых носителях. Я проигрывал по две песни из каждого альбома и наугад выбирал треки так, чтобы мои друзья имели хотя бы одну минуту для прослушивания источника. В конце каждой сессии я еще раз прослушал все треки, но уже в быстром режиме, чтобы закрепить в памяти полученную информацию.

 

Я создал форму для участников прослушивания, чтобы они оценили качество звучания каждой записи на «виниле» и соответствующей цифровой версии. Я собрал результаты от всех шести участников и вывел средние показатели.

 

Жюри слушателей представляло собой интересную смесь личностей. Сюда входили два профессиональных музыканта (Марта и Ларри), талантливый электрогитарист (Рон), опытный слушатель и посетитель форума со стажем (Дэйв), а также два неопытных, но очень технически подкованных человека (Алекс и Келвин). Естественно, я также принимал участие в прослушивании, обменивался своими наблюдениями, но не принимал участия в оценивании звучания.

 

Протокол результатов теста прослушивания «Аналог против Цифры»

 

Фил Коллинз - Hello I Must Be Going
Еще раз хочу повторить, что оригиналом служила аналоговая запись, поэтому компакт-диск находится в невыгодном положении, поскольку был ремастирован с аналоговых лент. Несмотря на то, что компакт-диск имел колоссальное преимущество перед пластинкой в плане минимального уровня шумов, мнение жюри было единогласным и отрицательным, в основном из-за динамической компрессии, которая была сильно заметна в записи. Мне лично больше понравилась «виниловая» версия, поскольку вокал Фила Коллинза звучал более естественно, а барабаны воспринимались более динамично. Я был приятно удивлен, насколько музыкально звучал этот подержанный альбом, который я приобрел в ближайшем магазине виниловых дисков всего лишь за 5 фунтов. Чудесное приобретение, особенно для тех, кто является поклонником Фила Колинза, как я, например.

  

 

Spyro Gyra - Breakout
Я был заинтересован в результатах сравнительного прослушивания этого альбома еще тогда, когда мы обсуждали вопрос использования оригинальной  цифровой записи в качестве основы для создания аналоговой «виниловой» версии. Много новых пластинок Beatles созданы с использованием файлов FLAC (192 кГц), и я читал много разных и противоречивых мнений по этому поводу на нашем форуме. Двое слушателей оставили незаполненным поле «вокал», пока я не объяснил, что в этом случае они могут заменить вокал на духовые инструменты. В ситуации, где поле оставалось незаполненным, я усреднил данные, которые у меня были под рукой.

 

Результаты были неожиданными даже для этой записи, которая, как было сказано, выполнена очень качественно и сохранила в первозданном виде широкий динамический диапазон. Минимальный уровень шумов на пластинке был настолько низким, что часто было очень сложно определить, когда играет компакт-диск, а когда пластинка. Жюри слушателей, по моему мнению, отдало предпочтение большей детальности, особенно в передаче труб, которое предложил компакт-диск. Я лично предпочел детальность и стремительность звукопередачи в исполнении компакт-диска, однако мне также понравилось  более плавное звучание пластинки, особенно на высоких уровнях громкости. Если бы мне довелось делать выбор между аналоговой и цифровой версиями, то я бы все таки предпочел пластинку, чтобы слушать в основном музыку на этом носителе. Что я могу сказать? Мне нравится наблюдать, как  вращается диск, особенно когда играет такая Музыка. Кстати, я приобрел эту пластинку в комиссионном магазине всего за 2 фунта. Классная покупка!

 

Майлс Дэвис - Kind of Blue

Я был готов исследовать эту запись, поскольку являюсь большим поклонником 180-граммовых виниловых дисков. Это удовольствие опустошило мой кошелек на 22 фунта на Amazon, но я полагаю, что ради эксперимента игра стОила свеч. Как я уже говорил выше, я не знаю, каким образом файл FLAC был перенесен в формат HDD, поэтому, к сожалению, этот момент до конца остался неясным.

 

Наше жюри слушателей поставила практически одинаковые оценки обеим вариантам, исходя из общего впечатления от прослушивания. Однако, более тонкие моменты были подвержены критике в разной степени. Например, участники теста однозначно предпочли «виниловую» версию во всех категориях, в основном это касалось динамического диапазона с преимуществом в 2,2 пункта, а также чистоты и натуральности в передачи медных инструментов. Честно говоря, я и сам не мог поверить в такое различие до момента, когда принял участие в тщательном прослушивании. Файл FLAC в отдельности звучал очень чисто и с хорошим тональным балансом. Но стоило сравнить его непосредственно с пластинкой, возникло ощущение, будто он цифровая версия была лишена жизни, динамики и реализма.

 

Особенно это было заметно во время солирующих партий Майлса Дэвиса и Джона Колтрейна. Марта, профессиональная исполнительница на саксофоне, была в замешательстве от такой разницы. Она заявила мне, что запись на пластинке воспринималась таким образом, как будто саксофонист играл живьем в помещении прослушивания. Она никогда еще не сталкивалась с подобным феноменом при прослушивании музыки на аудио системе. Та же запись в формате FLAC звучала подавлено и как бы исходила из колонок. Я полностью согласен с ее оценкой. Если вам нравится этот альбом, обязательно приобретайте проигрыватель виниловых дисков!

 

То, как записан альбом часто играет более важную роль при оценке качества звучания, нежели сравнительные различия форматов.

 

Что мы узнали в результате экспериментов?

Что нужно проводить еще больше тестов. Больше сессий прослушивания, больше приглашенных друзей, больше музыки! Каждый член жюри получил массу удовольствия. Именно в этом и заключается вся прелесть подобных экспериментов. Кстати, а не говорил о том, что мы проводили еще и дегустацию вин? Это также привнесло элемент веселья!

 

Если говорить серьезно, то для меня было понятно, что «винил» является очень жизнеспособным  форматом, и я понимаю, почему так много аудиофилов являются его поклонниками. Похоже, что больше внимания уделяется процессу переноса музыки на виниловый диск с целью избежать чрезмерной компрессии, чтобы не повредить стилус. Ахиллесовая пята этого формата одновременно является и его преимуществом. Очень печально сознавать, сколько ущерба нанесено музыке на протяжении цифровой эпохи. Парадокс в том, что с одной стороны мы имеем безграничный динамичный диапазон цифровых медиа, но записи уже не просто компрессированы, они просто «сплющены» до полного уничтожения. И несовершенные с технической точки зрения аналоговые эквиваленты превосходят своей музыкальностью.

 

Между тем, я не хочу, чтобы вы ограничивали себя лишь одним носителем. Раскройте свой кругозор навстречу другим форматам, например, компакт-диску, HDD, SACD, DVD-A, Blu-ray. Ищите лучший вариант  переноса фонограммы ваших любимых записей на новые платформы и наслаждайтесь Музыкой!