Все публикации


21  10  2014

Оптимизируем акустические особенности помещения. Полезные советы и настройки.

Прежде чем говорить о вариантах улучшения акустических особенностей помещения, беру на себя смелость предположить, что у вас есть возможность менять местоположения вашей системы. Не каждый из нас имеет специальную специальную комнату для прослушивания аудиозаписей или  просмотра кинофильмов. Для тех из в вас, кто использует в этих целях гостиную, существует много вариантов, чтобы улучшить качество звучания вашего комплекта. Об этом мы поговорим чуть позже. А сейчас хотелось бы сконцентрировать внимание на стандартной комнате, которая в большинстве случаев имеет прямоугольную форму, площадью 14 – 20 квадратных метров и потолок высотой 2,80 – 2,90 м. Естественно, что существует масса других вариантов, но таких – большинство. Не зависимо от материала конструкции дома – или это бетон, или кирпич, расположена ли комната на чердаке, или в подвале, вы можете использовать следующую информацию для того, чтобы улучшить качество восприятия музыки.

 

Прежде чем начать разговор, я рекомендую приобрести пособие Master Handbook of Acoustics, Fifth Edition, авторы F. Alton Everest и Ken C. Pohlman. Англоязычную версию PDF можно скачать с сайта. Данная книга представляет собой не легкое чтиво, а включает в себя довольно большой объем информации (530 страниц) для всех, кто только делает первые шаги в теорию акустики помещения.  По моему мнению, она буде бесценной и поможет вам получить максимум возможного из вашей комнаты прослушивания, а также лучше прояснить для себя многие моменты, как например, уровень звукового давления и т.д. Если вы только не звукоинженер, эта книга предоставит вам  массу полезной информации для осмысления.

 

Одна из главных проблем, с которыми сталкиваются мои друзья и знакомые, когда начинают заниматься акустикой помещения, заключается в отсутствии терпения у людей. Да-да! Отсутствие терпения! Оптимизацию акустических особенностей комнаты необходимо осуществлять в последнюю очередь, после того, как вы расставили громкоговорители и определились с местом наилучшего прослушивания. Правильное расположение колонок даст намного больше положительного эффекта, чем акустическая обработка помещения. Поэтому уделите время для того, чтобы получить нужный результат. И только, когда вы все сделали правильно, можно переходить на следующий уровень – создать условия, в которых система будет звучать правильно, то есть применить акустическую обработку помещения. Эта процедура является своеобразной вишенкой на поверхности торта. Снова хочу подчеркнуть – ничего сложного здесь нет. Все, кто желает более глубоко исследовать эту тему, должны обратиться к специалистам по акустике.

 

Существует три основных типа комнат в зависимости от их «акустического статуса». Живая комната, мертвая и нейтральная. Мы всегда стремимся слушать музыку в нейтральной комнате, которая чуточку тяготеет к живой. Последняя характеризуется большим временем затухания реверберации. Каждый из нас в той или иной степени был в помещении с малым звукопоглощением. Это могут быть большой кафетерий, или зал, где звенят звуки шагов. Вот почему помещение кафетерия кажется таким громогласным. У акустической энергии в такой среде нет выхода, и потому она отражается от каждой поверхности, а затем звуковые волны концентрируются в точке, где нужно кричать, чтобы сидячий рядом сосед смог вас услышать. Если пол вашей комнаты изготовлен из древесины твёрдых пород, плитки или мрамора и не покрыт мяким ковром, то можно легко определить, что это «живая» комната или помещение с малым звукопоглощением. Станьте посредине, похлопайте в ладоши и послушайте. Продолжается ли звук хлопков отражаться в комнате и звенеть определенное время после «аплодисментов»? В данном случае мы наблюдаем реверберацію, и нас интересует время затухання, или как быстро рассеивается акустическая энергия. Такой тип «живой» комнаты нуждается в материалах, которые  способны поглощать отражения звуковых сигналов в диапазоне средних и высоких частот для того, чтобы «укротить» акустическую энергию.


Мертвая или безэховая комната является абсолютной противоположностью живой. Звуки кажутся приглушенными, и, если вы проведете «тестирование с хлопками», то услышите, что звук исчезает даже перед тем, как вы прекратите хлопать. Безэховые комнаты обычно заполнены коврами, тяжелыми шторами, и звук в них практически не отражается. Поэтому большинство из нас стараются создать комнаты прослушивания, которые были бы золотой срединой, то есть ни «мертвой», ни «живой». Поэтому идеальным вариантом было бы нейтральное помещение, которое чуточку тяготеет к живому


Почему именно нейтральное? Дело в том, что окружающий нас мир звуков представляет собой смесь поглощающих, отраженных и резонируемых акустических пространств. Мы не хотим, чтобы наши комнаты поглощали звук, но, с другой стороны не приемлем звук, «выплескивающийся» в лицо слушателю.


Если у вас комната абсолютно безэховая, подумайте о том, чтобы убрать плотный ковер или шторы, которые поглощают звуковую энергию до определенного момента, когда вы достигнете естественного звучания в помещении. Оно не будет слишком сильно звенеть, и в ней легко определить точки отражения для того, чтобы снизить уровень реверберации.

 

Итак, предположим, что у вас комната стандартных габаритов. Если вы счастливый человек, и смогли создать собственное помещение, обратитесь к архитектору-акустику, чтобы он помог вам с дизайном, который сможет удовлетворить все ваши запросы.


Определяем точки отражения

 

К счастью, контролировать средние и высокие частоты – достаточно просто. За $200-$500 вы можете осуществить акустическую обработку комнаты, в зависимости от ее габаритов. Но прежде чем приобрести соответствующие материалы, необходимо определить точки отражения.

 

Для этого необходимо иметь небольшое зеркало (30 х 30 см), ассистента и клейкую ленту или карандаш (если вы не имеете ничего против маркирования стен в вашей комнате). Еще раз хочу подчеркнуть, делать это нужно после окончательной настройки колонок.

 

Сядьте в кресло, идеальное место прослушивания, и попросите помощника, чтобы он, удерживая зеркало, перемещался по комнате. Правая и левая стены будут иметь первичные и вторичные точки отражения, по две на каждой из сторон. Попросите ассистента, чтобы он держал зеркало возле левой боковой стены на уровне ушей, а затем плавно перемещал его до момента, пока вы не увидите  высокочастотный излучатель левой колонки. Обозначьте эту точку. Повторите эту процедуру возле правой стены в обратном порядке. У вас должны быть две точки, отмеченные на левой и правой стенах.

 

Аналогичную процедуру желательно осуществить на полу и потолке. Большинство из нас используют ковер или палас на жестких поверхностях, поэтому точками отражения на полу обычно пренебрегают. Если у вас жесткая поверхность пола и нет большого ковра, можно уложить дорожку возле громкоговорителей, чтобы убрать с пола отражения первого порядка. С потолком будет сложнее, поскольку это потолок и он обычно без покрытия. Для того, чтобы обозначить две точки отражения с целью дальнейшей акустической обработки, попросите вашего помощника взобраться на стремянку или табурет, соблюдая при этом максимальную осторожность, и держать зеркало впритык к потолку. Пусть он перемещает зеркало до момента, когда вы увидите высокочастотный динамик. Обозначьте эту точку. Аналогичную процедуру осуществите и с правой колонкой.

 

После того, как вы определили точки отражения, можно закрепить на них панели из материала, который поглощает сигналы средних и высоких частот. Запомните, акустические панели не абсорбируют сигналы с частотой ниже 300 Гц, хотя и существуют исключения, поэтому точки отражения контролируют яркость, сильные удары или шлепки и реверберацию.

 

Осуществляйте акустическую обработку малыми порциями, пошагово до тех пор, пока не достигнете желаемого уровня. Вы ведь не хотите создать мертвую комнату, которая будет впитывать в себя жизнь и энергию вашей системы. Если у вас мертвая или безэховая комната, уберите тяжелые шторы, ковры и т. д., чтобы она стала нейтральной.


Определяем собственные резонансы помещения

 

Самый лучший способ обнаружить собственные резонансы помещения и стоячие волны (нижние частоты, которые создаются, распространяются и перекрывают друг друга) – это применить программное обеспечение системы акустического оформления помещения. Некоторые варианты этого ПО достаточно дорогие и требуют наличия настроечного микрофона, а также технических диаграмм для анализа комнаты. Если они у вас есть, то я настоятельно рекомендую использовать их. Если вы хотите иметь общее представление о том, каким образом ваша комната влияет на работу системы, обратитесь сюда  http://amroc.andymel.eu.

 

Калькулятор собственных резонансов помещения позволит вам ввести габариты вашей комнаты,  а затем рассчитать их и составить диаграммы. Необходимо получить плавную параболическую диаграмму, чтобы достичь идеального звучания. Однако, можно увидеть, что собственные резонансы помещения начинают скапливаться вместе и перекрывать друг друга в диапазоне от 60 Гц до 250 Гц. Когда собственные резонансы помещения начитают скапливаться в огромном количестве на уровне одной частоты, то возникают «стоячие волны», которые создают нежелательный эффект, например, разбухшие, мутные низкие частоты, слабо очерченный гудящий бас.  

 

Когда вы используете калькулятор amroc с указанного выше сайта, то последний выдаст вам диаграмму собственных резонансов вашего помещения. По мере перемещения курсора по диаграмме можно воспроизвести звучание частот через внешние колонки и фактически услышать, как звучат собственные резонансы помещения. Я ввел габариты условной комнаты и обнаружил, что собственные резонансы формируются и перекрывают друг друга на частотах 6, 72, 87, 106, 112, 114, 116, 121, 125 и 140-150 Гц. Чем выше я «взбирался» по частотам, тем больше стоячих волн возникало в помещении. Эти частоты являются проблемными зонами, которые необходимо откорректировать. Поскольку длина волны в нижних частотах намного длиннее (20 Гц адекватно приблизительно 17 метров!), то их намного тяжелее контролировать и нельзя абсорбировать, как длину волны в диапазоне высоких частот.

 

Если вы хотите более серьезно изучить вопрос усовершенствования акустических особенностей комнаты прослушивания, вам необходимо рассчитать все ее габариты, определить собственные резонансы помещения, определить тип помещения (живое, мертвое или нейтральное), а затем приступить к созданию акустических панелей, басовых ловушек и т.д.