Все публикации


26  05  2015

Проигрыватель виниловых дисков Pro-Ject Elemental

Хайнц Лихтенггер (Heinz Lichtenegger) – основатель и  управляющий директор фирмы Pro-Ject, и у меня с ним много общего. Мы оба испытываем отвращение, когда видим пластмассовых уродцев, замаскированных под «проигрыватели виниловых дисков», которые предлагаются потенциальным потребителям с помощью каталогов, разбрасываемых по почтовым ящикам и через сетевые магазины. Я постоянно выступаю в прессе против подобных «шедевров» и настоятельно рекомендую всем не покупать их, однако факт остается фактом – много людей выбирают эти «вертушки» по одной причине, просто потому, что они дешевые.

Господин Лихтенеггер также протестует против пластмассовых проигрывателей, но делает это по- своему, устраняя основную причину данной проблемы. Он производит аппарат стоимостью аналогичной той, которая запрашивается в сетевых магазинах, но более высокого качества. Таким проигрывателем является Pro-Ject Elemental.

Я склонен утверждать, что Elemental является недорогим и практичным устройством, который обычно подпадает под категорию «дешево, но приятно»  по сравнению с более дорогими продуктами фирмы Pro-Ject. Есть одно «но». Хайнц Литенеггер любит применять в этой модели различные комплектующие и технологии, которые используются в аппаратах из более высоких ценовых категорий, что дает несомненные преимущества в плане качества исполнения.

 

Техническая сторона вопроса

Шасси Elemental способны огорчить любого традиционалиста, однако все увеличивающее количество так называемых «скелетных» проигрывателей подтверждают мысль о том, что платформа аппарата не обязательно должна быть прямоугольной, чтобы обеспечить первоклассное звучание. Хотя эта тема может служить поводом для дискуссии, поскольку, чем больше площадь поверхности, тем больше вибраций она абсорбирует, что абсолютно нежелательно. С другой стороны, чем меньше площадь, тем меньшее влияние будут оказывать на нее воздушные колебания.

Опорный диск также способен разочаровать консерваторов, поскольку он изготовлен из фибролита, обработанного на станке с числовым программным управлением вместо двух литых металлических блоков. В него впрессован шпиндель, поэтому здесь отсутствует субшасси, а также подвески. Изоляция передана на откуп ножкам, расположенным под корпусом, и, хотя они изготовлены из резины, скажем откровенно – изоляцией здесь даже и не пахнет. Проигрыватель изготовлен по принципу «не усложняй», так что владелец должен сам позаботиться о том, как изолировать проигрыватель от вибраций, в зависимости от его места расположения в комнате.

Опорный диск вращается с помощью резинового пассика, который с одной стороны натянут на обод диска, а с другой закреплен на приводном шкиве мотора, которым можно управлять в электронном режиме, поскольку он обеспечивается постоянным током, однако тогда существенно увеличится цена Elemental. Поэтому смена частоты вращения опорного диска с 33 1/3 оборотов в минуту на 45 оборотов в минуту осуществляется вручную. Мотор крепится непосредственно к платформе без явной изоляции, поэтому, вполне вероятно, что это одна из причин, почему Хайнц Лихтенеггер использует мотор с постоянным током, а не синхронный тип с переменным. Кроме того, первый вариант генерирует меньше внутренних вибраций, чем второй, а поскольку вам вряд ли нужны нежелательные резонансы, которые передаются на стилус воздушным путем, то вибрации мотора, проводимые через корпус основания, вам не нужны и подавно.   

 

Стилус Pro-Ject Elemental эллиптической формы, он изготовлен из алмаза и установлен в звукосниматель Ortofon OM5E, который генерирует сигнал с помощью подвижного магнита. Установка производилась в заводских условиях, а,  поскольку это универсальная конструкция, то его можно заменить более дорогим вариантом. Тонарм - прямой формы, а его противовес также настраивался производителем, однако в отличие от некоторых «фиксированных»  противовесах, наш вариант можно регулировать более точно. Замена звукоснимателя сопряжена с некоторыми сложностями, поскольку настройка компенсатора скатывающей силы тонарма не предусмотрена. Фактически здесь даже отсутствует сам механизм, однако, как утверждают представители фирмы Pro-Ject, тонарм обеспечивает достаточное прижимное усилие для нормальной работы соответствующих звукоснимателей Ortofon.   

Стилус звукоснимателя Ortofon OM5E сменный, поэтому, когда алмаз изнашивается (увы, и такое бывает), процедура замены длится несколько секунд. Желательный вариант замены - Stylus 5E. Несмотря на то, что другие модели Ortofon также подойдут для установки и часто рекомендуются для модернизации проигрывателей, я бы не советовал использовать их в случае с Elemental, поскольку величина противоскатывающей силы является фиксированной, а боковая гибкость OM5E составляет 20µm/ mN, тогда как большинство других вариантов сменных стилусов Ortofon, которые подойдут для корпуса звукоснимателя OM5E обеспечивают боковую гибкость 25 µm/mN, поэтому нужно установить другую величину противоскатывающей силы.

Поскольку модель Elemental представляет проигрыватель начального уровня и выполнена почти полностью из композита ДСП, который отличается легкостью, я был удивлен, когда узнал, что масса аппарата составляет 2,7 кг. Дело в том, что под шпинделем закреплен дополнительный вес в виде блока из «искусственного камня». По крайней мере, так утверждают представители фирмы Pro-Ject, хотя я не нашел в нем ничего похожего на камень. Господин Лихтенеггер называет его иначе – «массивный якорь», который, по его мнению, улучшает качество исполнения  проигрывателя, поскольку выполняет функцию поглотителя энергии, тем самым препятствует проникновению шумов и колебаний через шпиндель на поверхность опорного диска.       

Итак, за 380 без одного доллара США потенциальный покупатель получает достаточно «много проигрывателя». Однако в этом наборе не предусмотрена пылезащитная крышка, что и не удивительно, поскольку самая дешевая крышка, которую за дополнительную сумму предлагает фирма Pro-Ject, - это ‘Cover It’ («Укрой меня») стоимостью 99 долларов. Вполне вероятно, что вы сможете найти и более недорогой вариант от других производителей аксессуаров, или адаптируете нечто похожее, но предназначенное для других целей. В любом случае, я советую всегда использовать крышку во время проигрывания виниловых дисков, поскольку она предотвращает попадание пыли и загрязняющих веществ в бороздки пластинок. Иначе, после нескольких сессий прослушивания появляются «щелчки», «песок», потрескивание, которые просто раздражают.

Общий характер сборки и отделки модели Elemental также не отличается вычурностью. Однако, я полагаю, что лучше сэкономить на этом, чем на более важных комплектующих, как, например,  мотор и подшипник. Уровень энергопотребления довольно низкий. Во внерабочем режиме (клавишный выключатель расположен спереди под опорным диском с правой стороны от приводного шкива) он составляет 0,28 Вт. При включении аппарата приводимая мощность увеличивается до 4,17 Вт.

 

Включаем и слушаем

Обычно я уделяю достаточно времени для того, чтобы установить и настроить проигрыватель виниловых дисков, тонарм и звукосниматель, а также детально описать эти процедуры. С Elemental мне этого не понадобилось, поскольку единственное, что нужно сделать, - это достать аппарат из коробки, закрепить резиновый поясок вокруг опорного диска и приводного шкива, а также подключить проигрыватель к внешнему блоку питания. Все просто. Единственное, на что следует обратить внимание, это не оставить потных следов и отпечатков на ремне, шкиве или диске, когда вы устанавливаете привод. Для этого я всегда пользуюсь перчатками из хлопка. Если у вас их нет, возьмите одноразовые из латекса, только, чтобы поверхность не была покрыта пудрой.

 

Для полноты картины я проверил юстировку звукоснимателя и правильность настройки прижимной силы. Результаты были точными, и это не случайно, поскольку я использовал инструментарий, изготовленный фирмой (The Pro-Ject Align-It.) Затем с помощью собственного стробоскопа я проверил точность частоты вращения диска. Кстати, если вам нужна бесплатная версия стробоскопа в бумажном виде, рекомендую заглянуть на сайт www.tinyurl. com/AHF-strobe. Чтобы расставить все точки над “i”, я использовал тестовый диск Newport Test Labs, который помог мне выяснить следующее. При частоте вращения 45 оборотов в минуту точность вращения опорного диска была 100%, а при 33 1/3 – на 0,04% медленнее. Что касается коэффициента детонации, то для его проверки я ставил четыре диска – «Гипнопедия» Э. Сати, «Ноктюрн» Опус 27, №1 Ф. Шопена, «Ноктюрн» №10 ми-минор Д. Филда и «Легенда» №1 Ф. Листа. При прослушивании я не заметил ни низкочастотной, ни высокочастотной детонации, хотя тестовые записи Newport Test Labs указывали на их наличие.

Не хочу нагружать читателей цифрами, поэтому сразу перейду к качеству воспроизведения музыкального материала. Здесь следует сказать несколько слов о звукоснимателе Ortofon OM5E. Модель занимает предпоследнее место в номенклатуре изделий фирмы, однако ее применение вполне оправдано, учитывая начальный уровень самого проигрывателя виниловых дисков. Тем не менее, прорисовка стерео образов заслуживает высокой оценки, а басы звучали плотно и натурально. Средние частоты демонстрировали хороший запас деталей, это было особенно заметно во время прослушивания небольших ансамблей. Верхи были достаточно широкими, хотя и немного смягченными, однако им не хватало блеска и утонченности в самых верхних спектрах, что характерно для звукоснимателей более высокого качества. 

Во время прослушивания разных пластинок я заметил одну особенность проигрывателя. Звучание первых двух третей каждой стороны было чуть более очерчено, чем последних треков. Я так и не нашел причину снижения качества звучания по мере того, как стилус приближался к центру пластинки. То ли это было из-за метода смещения, который применяется разработчиками фирмы Pro-Ject, то ли из-за ограничений, влияющих на контроль вертикального и горизонтального положения головки Ortofon OM5E.

Не могу не прокомментировать еще один плюс у проигрывателя, а именно, механизм микролифта. Разработчики поступили вполне справедливо, предусмотрев его наличие, однако он работает настолько медленно, что за время опускания иглы в канавку можно сварить себе кофе. Вместе с тем, тонарм поднимается и опускается точно по вертикали без боковых скольжений, поэтому вы всегда сможете точно поставить стилус на начало любого трека вашей любимой пластинки.

 

Подводим итоги

Во время тестового прослушивания я постоянно напоминал себе: «Помни, это аппарат начального уровня…», поскольку качество звучания проигрывателя Pro-Ject Elemental было очень хорошим. Действительно, передо мной был самый дешевый проигрыватель, который я когда-либо рецензировал.  Поэтому, мне приятно отметить, что такой источник есть в продаже, и, если кто-нибудь из ваших друзей обратятся к вам с вопросом, какой бюджетный проигрыватель виниловых дисков вы посоветуете приобрести, можете с уверенностью рекомендовать Pro-Ject Elemental.

Единственное о чем приходится сожалеть, так это то, что люди, не знакомые с продукцией фирмы Pro-Ject будут и дальше покупать жуткие аппараты из пластмассы, никогда не поняв, что практически аналогичную стоимость они могут быть гордыми и счастливыми (я не преувеличиваю) обладателями настоящего проигрывателя виниловых дисков, который обеспечит им радость прослушивания пластинок на протяжении многих лет, который со временем они смогут улучшить, заменив звукосниматель или стилус по своему желанию.

 

ЗА

Простая настройка, доступная стоимость, прекрасное соотношение «цена-качество»

ПРОТИВ

Изоляция от внешних помех, отсутствие пылезащитной крышки, отделка