Все публикации


15  06  2015

Проигрыватель виниловых дисков Pro-Ject RPM 9 Carbon: Датируем по углероду

Если у вас возникло ощущение, что в прошлой жизни вы уже видели этот проигрыватель, не пугайтесь, так как новый Pro-Ject RPM 9 Carbon (углерод) очень похож на известную модель RM-9.2 с ременным приводом. Такой же красивый профиль, компактные шасси, мотор в отдельном корпусе. Одним словом, полное déjà vu. Кроме того, он также оснащен отличным тонармом 9cc EVO на традиционной поворотной опоре. Однако, есть и существенные различия, некоторые из которых невооруженным глазом не увидишь. По этому поводу водители говорят: «А для знакомства с главными вкусностями давайте глянем под капот».

 

Проигрыватель RPM 9 Carbon ($3000) – это своеобразный «настройщик», поскольку был подвергнут  трем существенным модификациям. Сейчас он оснащен новым мотором, который работает почти бесшумно и в нем используется аналогичная технология кварцевого фиксатора, что и у внешнего Speed Box II. К нему прилагается новый блок питания переменного тока, в котором имеется улучшенный генератор постоянного тока, обеспечивающий стабильность частоты вращения. Главная новинка в том, что электронный регулятор частоты вращения диска позволяет переключать с 33 1/3 на 45 оборотов в минуту с помощью одной кнопки, что удобно, если сравнивать его с перемещением пассика с одного шкива на другой в ручном режиме.

 

Особое внимание было уделено усовершенствованному шасси. Платформа представляет собой тяжеловесную конструкцию, на которой установлена плита из древесно-волокнистого композита, созданная на станке с числовым программным управлением. В ней также установлены покрытые резиной стальные шарики окатыши. Благодаря температурной обработке и покрытию поверхности специальным углеродным волокном, разработчикам удалось существенно снизить уровень резонансов платформы.

 

Опорный диск был полностью заменен. Вместо акрилового, которым был оснащен RM-9.2, в RPM 9 Carbon установлен диск из алюминия с демпфирующим материалом из термопластика и виниловым матом. Инвертированный керамический шарикоподшипник обеспечивает стабильную частоту вращения диска и сверхнизкий уровень рокота. Эффективную развязку обеспечивают три ножки на магнитах с регулируемой высотой, которые расположены под основанием проигрывателя и предназначены для точной установки аппарата по уровню. Как утверждают разработчики, «ножки выполняют функцию фильтра и сводят  к минимуму генерируемые шасси резонансы». Кроме того, к RPM 9 Carbon прилагается массивная прижимная шайба из латуни, которая выравнивает искривленные диски.    

 

В качестве тонарма в проигрывателе установлена модель 9cc EVO (аналогичная той, что у RM-9.2), которая представляет собой цельную коническую трубку из углеродного волокна с интегрированным шеллом и инвертированным подшипником. Современная версия изготовлена из более плотного переплетения углеродных нитей для уменьшения резонансов. Конец трубки зафиксирован в массивном кольце, по форме напоминающем букву С, где находится и шарикоподшипник. Подобное улучшение позволяет, по мнению представителей фирмы Sumiko (импортера Pro-Ject), звукоснимателю достичь большей стабильности внутри бороздки. Противовес тонарма изготовлен из сорботана, он более высокий, чем предыдущая версия, и расположен ближе к точке опоры поворотного механизма, что обеспечивает более широкую свободу передвижения. Суммируя все изложенное выше, можно сказать, что тонарм EVO – это прекрасный компонент с хорошим качеством изготовления, который легко настраивается и предлагает фанатам тонкой настройки звукоснимателей массу вариантов для оптимизации, включая юстировку захода кончика иглы за ось проигрывателя, азимута и вертикального угла трекинга.

 

Мой проигрыватель был оснащен звукоснимателем Sumiko Blue Point Special EVO III с подвижным магнитом (0,5 мВ) и кабелем для тонарма 5P Connect-it с пятью контактами «мама» DIN с одной стороны и несимметричным RCA с другой стороны (балансный вариант XLR предлагается в качестве дополнительной опции.) Также за дополнительную плату можно приобрести и пылезащитную крышку, что вполне целесообразно, поскольку, во-первых, пыль «слетается» на проигрыватели, как пчелы на мед, и, во-вторых, крышка защищает стилус от неосторожного удара, особенно когда головка звукоснимателя плавает в открытом пространстве. 

 

Подготовка проигрывателя к работе – достаточно простая. С помощью специального шаблона нужно установить мотор таким образом, чтобы он был равноудален от опорного диска, что обеспечит нужное напряжение ременного привода. Включаем аппарат в сеть, и частота вращения сразу соответствует 33 1/3 оборотам в минуту. Для прослушивания «сорокопяток» необходимо нажать на кнопку второй раз и быстро отпустить. Чтобы отключить проигрыватель, просто нажмите кнопку и удерживайте несколько секунд. Амортизационный монтаж достойный похвалы. Каждый раз, когда тонарм возвращался в свое исходное положение, я удивлялся, насколько жестко он захватывается опорой для звукоснимателя.

 

Я подключил Pro-Ject к своей домашней системе, которая демонстрирует высокую разрешающую способность. В ее состав входит фонокорректор Parasound JC 3+, предварительный усилитель Classé CP-800, оконечный CA-D200 и колонки TAD CE-1. Все компоненты коммутировались кабелями Synergistic Research Atmosphere Level 4. В качестве опорного проигрывателя я использовал модель Sota Cosmos с тонармом SME V, звукоснимателем Sumiko Palo Santos Presentation и кабелями Audience Au24SE.

 

Поскольку проигрыватель виниловых дисков является наиболее открытой механически функционирующей системой, я люблю понаблюдать за поведением платформы и тонарма. До того момента, как стилус коснется пластинки, я стараюсь определить насколько стабильно вращается опорный диск? Возникают ли колебания? Появляется ли шум и вибрации у двигателя? Система должна представлять абсолютно ровную и стабильную платформу, чтобы взаимодействие между стилусом и бороздкой было идеальным. RPM 9 Carbon прошла предварительные испытания на отлично.

 

Звукопередача была дьявольски хороша. Абсолютно черный фон и мягкая подача сигнала. Характер звучания демонстрирует полный баланс по всем критериям. Прорисовка образов и формирование звуковой сцены заслуживают отличной оценки. Группы струнных, деревянных и медных инструментов точно дифференцируются без потери четкости изображения.

 

При прослушивании академической музыки «Нойима исполняет Листа» на пластинке Reference Recordings я всегда уделяю внимание деталям. Если появляется намек на нестабильность высоты тона, он может создать проблемы при восприятии пассажей на малом уровне громкости, особенно это касается длительных непрерывных нот. В таких моментах Pro-Ject проявил свою «железобетонную» сверхнадежность. Каждая нота затихала без колебаний и растворялась в глубинах звукового пространства. Быстрые арпеджио воспринимались мелодично и артикулировано. Кроме того, возникало ощущение воздуха и подъема в верхних октавах. Туше поражало своей глубиной и мощью.

 

Когда я оцениваю качество проигрывателей виниловых дисков, то часто использую 12 дюймовые «сорокопятки» с записями ремиксов поп-музыки и глибокими широко разнесенными бороздками. Они были созданы для того, чтобы обеспечить максимальный эффект на дискотеках. Поэтому они поражают избытком низкочастотной информации, а также трюками с микширующего пульта. Несмотря на то, что подобные «кульбиты» создают проблемы для звукоснимателей, я всегда поражаюсь тем чудесам, которые каждый раз открываю для себя даже после того, как все звуковые сокровища, казалось бы, извлечены.  Возьмем, к примеру, “All Night Long” Лайонела Ричи. Глубина и детальность существенно улучшились в связи с модернизацией системы. При прослушивании через RPM 9 Carbon появилось много новых нюансов. В первую очередь это были резкие хлопки участников музыкальной тусовки, причем они были настолько специфичны, что я готов был посчитать их по  головам. Соло на вибрафоне воспринималось более насыщенно с точки зрения гармонии, более стабильно и артикулировано. Ослепительная секция духовых вдруг «распалась» на отдельные инструменты. Аналогичная ситуация возникла и при прослушивании “Let’s Dance” Дэвида Боуи, с неуемной энергией ударных инструментов, самодовольно звучащего саксофона и знаменитого соло Стива Рэя Воэна, наполненного обжигающими нотами.

 

Еще один пример – песня “Let it Be” в исполнении Джоан Баэз с концертного альбома Diamonds and Rust in the Bullring. В сопровождении органа, фортепиано и хора, песня прозвучала настольно эмоционально, что я прочувствовал себя частью благодарной аудитории.

 

Подводя итоги, следует отметить, что модель Pro-Ject RPM 9 Carbon является символом философии фирмы, направленной на постоянное техническое и музыкальное совершенствование своих изделий за доступную цену. Проигрыватель способен конкурировать даже с более дорогими соперниками. Те, кто заинтересован в приобретении достойного аппарата, должны принять во внимание тот факт, что RPM 9 Carbon является достойным компонентом системы на долгосрочную перспективу. Проигрыватель обладает прекрасной разрешающей способностью и музыкальностью, поэтому можно спокойно модернизировать другие звенья без страха, что Pro-Ject морально устареет. Безоговорочно готов утверждать, что RPM 9 Carbon является отличным проигрывателем, способным гарантировать счастливым обладателям многие годы удовольствия от прослушивания пластинок.