Все публикации


07  08  2015

Сабвуфер Sumiko S.9

Большинство сабвуферов обычно похожи друг на друга, но модель Sumiko S.9 представляет исключение. Если быть более точным, то в ней можно найти сходные черты с некоторыми другими сабвуферами, но по существу «девятка» отличается от большинства собратьев, что является хорошей новостью для аудиофилов.

           

Новая серия сабвуферов Sumiko позиционируется на рынке, как изделие компании Sonus Faber, знаменитого итальянского производителя акустических система класса High End, однако при сравнении я не нашел каких-либо особенных общих черт между изделиями Sumiko и Sonus Faber.

           

Модель S.9 оснащена направленным вниз динамиком диаметром 25,4 см, пассивным радиатором (25,4 см) на лицевой панели и 350 ваттным усилителем, работающем в классе АВ, что является редкостью в настоящий момент, когда большинство конструкторов применяют цифровые усилители (Класс D) для подобных устройств. Благодаря высоте корпуса 35 см, сабвуфер достаточно удобный для размещения в разных местах. Кроме S.9 в модельный ряд Sumiko входят две более компактные модели в закрытом корпусе – S.0 с динамиком диаметром 15 см и 120 ваттным усилителем, а также S.5 (20 см, 150 Вт).

 

Все, кто знаком с сабвуферами и аудио системами класса High End, с первого взгляда могут заметить, что на базовую конструкцию этих изделий существенное влияние оказали модели фирмы REL, одной из немногих, философия которых основывается на обязательном наличии сабвуфера в составе традиционной стереосистемы. Подобно суббасовым моделям REL, изделия Sumiko не столько отвечают за весь низкочастотный спектр, сколько приращивают и дополняют НЧ-составляющую громкоговорителей. Преимущество такого решения очевидно. Конструкция не только облегчает бесшовную «стыковку» между сабвуфером и акустическими системами, но и придает звучанию больше музыкальности.

 

Лучше всего уникальность конструкции заметна визуально, благодаря наличию входа SpeakON известной фирмы Neutrik. В комплект сабвуфера входит 10-метровый кабель со штекером SpeakON на одном конце и тремя оголенными проводами на другом. Этот шнур подсоединяется параллельно с колоночными кабелями к клеммам усилителя и таким образом принимает сигнал, который подается с аппарата. С помощью регулятора частоты среза кроссовера вы устанавливаете самый низкий уровень, на который рассчитаны ваши колонки (40 Гц или 50 Гц для компактных напольных АС).

 

Преимущество такой настройки состоит в том, что сигнал, который поступает на колонки, не подвергается никакому влиянию. Входное сопротивление сабвуфера не указано, однако, вполне вероятно, что оно в тысячу раз больше, чем входной импеданс колонок, поэтому ни усилитель, ни громкоговорители не «видят» сабвуфер». Сигнал не проходит через разделительный фильтр сабвуфера, или процессор цифровой обработки сигналов, поэтому колонки работают в стандартном режиме, а сабвуфер только дополняет и увеличивает нижний порог.     

 

Минус подобной настройки состоит в том, что колонки принимают сигнал во всем диапазоне. Встроенные в ресиверы окружающего звучания и некоторые предварительные усилители кроссоверы обычно отфильтровывают глубокие басы от колонок, в результате чего уменьшаются возникающие в этом диапазоне искажения, что позволяет акустическим системам играть громче. В нашем комплекте это не создает проблем для больших напольных громкоговорителей, однако, полочные мониторы и малогабаритные колонки способны генерировать шумы, особенно если вы их включаете на полную катушку. Настройка кроссовера также сопряжена с дополнительными усилиями, поскольку она осуществляется на слух методом проб и ошибок, тогда как для встроенного в процессор окружающего звучания кроссовера такая операция обычно не нужна.

 

Кстати, если вам интересно, в чем разница между подобной настройкой и аналогом с высокоуровневым (колоночным) входом, где применяются винтовые клеммы для колоночных кабелей, то она состоит в том, что у сабвуферов Sumiko, как и REL предусмотрен вход LFE (Low Frequency Effects – Низкочастотных Эффектов) с раздельным регулятором уровня. Таким образом, вы можете настроить сабвуфер, как «удлинитель баса» для стерео режима, затем направить весь сигнал низкочастотных эффектов с диска Blu-ray, и других 5.1 - канальных источников только на сабвуфер, чтобы не перегрузить основные колонки материалом большой мощности с глубокими низами. Вход LFE не подвержен влиянию настроек фильтра низких частот на сабвуфере. Аналогичную процедуру можно осуществить и с обычным сабвуфером, чьи входы (акустический и НЧ-эффектов) одновременно активны. Вы можете установить уровень НЧ-эффектов, используя настройки уровня выхода для подключения сабвуфера в процессоре окружающего звучания, при условии, если в нем предусмотрен соответствующий диапазон регулирования.

 

Прослушивание

Концертная версия "Anthem" группы Rush с недавно выпущенного альбома All the World's a Stage (200-граммовая пластинка) – просто бальзам для аудиофилов. С минимальными подстройками S.9 прекрасно сопрягается с крупными Revel F206. Несмотря на то, что «девятка» закрывает диапазон ниже 45 Гц, улучшения звукопередачи были очень заметны. Композиция начинается с того, что электрогитара и бас играют в унисон на 7/4 в сверхбыстром темпе. При отключенном S.9 партия баса почти исчезла, доминировала гитара. Включив сабвуфер я не только услышал четкий рисунок, но и по новому оценил манеру сверхточного звукоизвлечения  бас-гитариста Гедди Ли, которому на момент записи было 22 года. Если вам нравится, как играют бас-гитаристы, а не просто басы, то Sumiko S.9, наверное, будет лучшим вариантом в своей ценовой категории.

 

Подобная мысль возникла у меня и при прослушивании альбома Something in Common джазового контрабасиста Сэма Джонса. Первый трек начался с соло. При выключенном сабвуфере я слышал нюансы и щипок в каждой ноте, но им не хватало телесности. В активном режиме я ощутил всю текстуру и полновесность, которыми должны обладать басы, а также внутренний эмоциональный заряд при вступлении всего секстета.

 

Благодаря сабвуферу S.9 модель F206 звучала, как более крупная F208, но с плавными басами, поскольку я смог установить Sumiko именно там, где он звучал лучше всего в сочетании с акустикой помещения. Звукопередача была более мощной, поэтому я решил поставить «Органную Симфонию» Камиля Сен-Санса, где звуки органа достигали глубины 16 Гц. И это не случайно, поскольку «девятка» с динамиком диаметром 25,4 см способна извлекать самые низкие ноты не хуже, чем хороший сабвуфер с динамиком в 37 см. Но стоило мне отключить S.9 , как глубина и мощь звучания полностью исчезли.

 

Измерения

График измерений частотного отклика Sumiko S.9 с кроссовером установленным на максимум (синий график) и на 12 часов (зеленый).

 

 

Диапазон частот:
±3.0 дБ от 29 до 110 Гц

Падение:
-24 дБ/октаву

Максимальное SPL:
                                                  CEA-2010A                Стандартное
                                                  (1M пик)                       (2M RMS)
40-63 Гц                                 среднее 114.5 дБ            105.5 дБ
63 Гц                                        115.7 дБ L                     106.7 дБ L
50 Гц                                        115.9 дБ L                      106.9 дБ L
40 Гц                                        111.0 дБ L                     102.0 дБ L
20-31.5 Гц                              среднее 103.5 дБ            94.5 дБ
31.5 Гц                                     108.9 дБ                         99.9 дБ
25 Гц                                        102.9 дБ                         93.9 дБ
20 Гц                                        90.1 дБ                           81.1 дБ

 

 

 

Подведем итоги

 

Если вы оцениваете Sumiko S.9 в плане соотношения «цена – качество», или как сабвуфер для воспроизведения басов в составе системы домашнего кинотеатра, то на рынке много более талантливых конкурентов. Вместе с тем, они не могут обеспечить именно то, на что способен наш герой. Некоторые из них могут играть в аналогичном стиле, но вам придется приложить огромные усилия, чтобы они правильно зазвучали в вашей системе, а сабвуферы, которые сконструированы для того, чтобы в первую очередь воспроизводить глубокие низы, никогда не смогут идеально сочетаться с двухканальной системой, чтобы удовлетворить требовательного аудиофила.

           

Я полагаю, что S.9 уместно рассматривать с другой стороны, где вы рассчитываете получить существенное улучшение качества звучания от стерео комплекта, в состав которого входят компактные напольные, или крупные полочные колонки. Подобное дополнение не создаст разрыва в общем частотном спектре и мне кажется, что это одна из самых удачных покупок, так как ни предварительный, ни оконечный усилители, ни цифро-аналоговый преобразователь, ни кабель не смогут настолько улучшить низы для тех колонок, которым их иногда не хватает.