Все публикации


27  05  2016

Audio Research Reference 6

Заменив ветерана серии топ-класса Reference 5, предварительный усилитель Audio Research Reference 6 является предвестником нового этапа эволюции знаменитой фирмы. 

Автор: Кен Кесслер (Ken Kessler)

 

В этом году компания Audio Research отмечает 21-ю годовщину серии Reference. В течение прошедших лет компания выпустила семь линейных предварительных усилителей в ее составе. Как обозреватель, воспринимающий термин «Референс», в качестве критерия для оценки других компонентов, я стал приверженцем этого модельного ряда еще в 2009 году, благодаря аппарату Reference 5. Новая модель Reference 6 демонстрирует новый уровень исполнительского мастерства. Поскольку компания придерживается принципа «семейственности» при создании своих изделий, а не конструирования флагманского предварительного и оконечного усилителей (плюс попутно фонокорректоров и цифро-аналоговых преобразователей), инженеры расширили номенклатуру изделий путем создания стерео и моно усилителей  мощности, а затем двух линейных предварительных усилителей.

 

Ретро двадцать первого века

Один из первых аппаратов, который появился на рынке под руководством нового президента фирмы Майка Цекураса, Reference 6 должен был сменить самую успешную разработку компании линейный Reference 5. Более того, на новинку возлагалась определенная стилистическая и эстетическая функция, поскольку компания была приобретена итальянским концерном. Новая серия G-Series предлагала свежий оригинальный внешний вид. Начиная с лицевой панели, «шестерка» продемонстрировала отход от традиционного дизайна. Отход, но не полный разрыв с основными аспектами языка формы, которые были созданы еще в начале 1970-х годов. 

Итак, ручки-скобы на месте, стилистика лабораторных приборов осталась без изменений, но конструкторы совершили плавный визуальный переход от «классики» до «модерна», сохранив лучшие черты предшественника. Поэтому своим видом аппарат напоминает ретро 21-го века. Более важными являются конструктивные улучшения по сравнению с моделью 5SE. Reference 6 остался линейным аппаратом, поскольку Audio Research по-прежнему планирует выпускать фонокорректоры как отдельные блоки. Майк Цекуриас заметил: «Тот опыт, который мы обрели во время создания линейного каскада флагманской модели Reference 10 и недавно выпущенных усилителей мощности класса Special Edition, послужили отправной точкой для полной переработки конструкции линейного каскада Reference 6». Постоянная поддержка фирмой Audio Research философии использования технологий, ранее применявшихся для создания аппаратов более высокого класса, в процессе производства устройств более низкого уровня объясняет, почему новая «шестая» модель больше похожа на раннюю «десятку». Для начала, в Reference 6 полностью переделана схема предварительного каскада на лампах, и вместо четырех триодов 6Н30 используется шесть.  

Подобное увеличение количества ламп обеспечивает более высокий линейный коэффициент усиления в поиске динамичного и точного звучания. Конструкторы мне говорили, что благодаря применению более крупного силового трансформатора с R-образным сердечником позволило уменьшить величину сопротивления блока питания, в котором сейчас используются улучшенные развязывающие конденсаторы, специально созданные для «шестерки». Кроме того, инженеры сконструировали выходные разделительные конденсаторы, которые обеспечивают лучшую линейность в плане передачи тональности и прорисовки образов. Подобное несколько туманное утверждение не всегда можно оценить во время прослушивания, однако оно помогает ощутить разницу в звучании между пятой и шестой моделями при одинаковых уровнях громкости. Reference 6 обеспечивает легкость и одновременно мощь, которые напомнили мне характер звучания моделей Anniversary и Reference 10, оснащенные внешним блоком питания. 

 

Справа: Ламповый каскад оснащен шестью триодами 6H30 ( по три штуки на каждый канал) с дополнительной 6Н30 и лучевым тетродом 550WE для регулировки блока питания.

 

НОВЫЙ ОБЛИК КОРПУСА

 

Разъемы остались без изменений. Два комплекта основных выходов и один сквозной для контроля уровня записи в балансном и несимметричном режимах, однако, расположение входов изменилось, добавился еще восьмой. Входы не маркированы, а сгруппированы в вертикальные пары (XLR, RCA) по четыре штуки и обозначены, как ‘Bal 1, 2…’, и т.д., а также ‘SE 1, 2…’, и т.д. Конкретная маркировка – это дело самого пользователя, который для этой цели может использовать новый блок цифрового управления. Новый корпус получился еще более массивным, что позволило лучше изолировать аппарат от механически стимулированных помех. Ощущение роскошного аппарата было усилено с помощью фрезерованного алюминия, который использовался для изготовления круглых ручек и кнопок в сочетании с новыми оптическими кодерами. В таком же стиле изготовлен и пульт дистанционного управления  в металлическом корпусе.

Кстати, хотел обратить внимание на то, что иногда следует читать руководство пользователя, поскольку, когда я в первый раз включил аппарат, то заметил отсутствие сигнала с несимметричного входа. Прокручивая и просматривая меню, я нашел настройку под названием Volume Reset (переустановка уровня громкости), повозился с ней и получил звук, потому что данная опция определяет, насколько Reference 6 запоминает уровни, или нет. Поэтому пришлось изменить названия кнопок, расположенных под дисплеем. Процессор и кнопки «балансный/несимметричный» Reference 5SE были переименованы в «Меню» и «Вход». Режим процессора включен в меню, а балансный и несимметричный отсутствует, поскольку он не нужен, так как на пульте ДУ расположены кнопки для инициализации всех восьми входов. Остальная конфигурация осталась такой же, как и в Reference 5SE – «ВКЛ.», «Моно», «Инвертированный» и «Убрать звук». Другие функции в меню включают режим, который позволяет «шестерке» отключаться в  режим ожидания после определенного промежутка времени, который определен пользователем, затем установку яркости дисплея, настройку баланса и демонстрацию количества часов, выработанных лампой. Процессор предназначает единичное усиление, или функцию pass through одному из восьми входов, если пользователь желает интегрировать данный источник в систему с вторичным устройством, как, например, с процессором окружающего звучания.

 

Вверху: Как и у Reference 5, в «шестерке» поворотные регуляторы расположены по краям флуоресцентного дисплея для выбора входа и уровня, тогда как шесть функциональных кнопок расположены внизу; с пульта ДУ можно управлять остальными функциями.

  

Невероятно реальный

Я сразу обнаружил, что перед прослушиванием предварительного усилителя Reference 6 в связке с оконечным Reference 75SE и колонками Wilson Alexias, его необходимо прогревать, как и рекомендуется производителем 300 часов, чтобы получить максимальный результат (кроме того, рекомендуется прорабатывать минимум 20 минут после выключенного состояния). Полученный нами образец уже был подвергнут 250-часовой «экзекуции», поэтому я поставил его на окончательную 50-часовую доработку на выходные. Игра стоила свеч, поскольку, зная отлично нюансы звучания альбома Naked [Moscodisc/Diverse DIV 052LP] Элеонор МакЭвой, я оказался неподготовленным для восприятия душевной боли, которую она выражала в наиболее эмоциональных моментах. Это как раз именно та пластинка, в которой эмоции источались из каждого изгиба канавки. Поскольку Reference 5SE очаровывал меня своим звучанием на протяжении многих лет, «шестерка» смогла найти путь к сердцу и подняла качество звучания на новую высоту. Разницу можно сравнить с заменой кабеля путем перехода с одной ценовой категории в другую, будь-то Crystal,  Nordost или Transparent, когда выигрыш в передаче вокала становится более чем очевидным. Я имел честь неоднократно слушать выступление госпожи МакЭвой, причем вблизи от сцены. Результатом было скорее сверхъестественное, а не аутентичное звучание. Это может показаться преувеличением, но я был сильно удивлен. Когда она ударяла пальцами по струнам акустической гитары, то звукопередача была настолько чистой, что я сразу начал искать свой инструмент для сравнения с живым исполнением.  

 

Качество баса

Постоянные читатели моих обзоров знают, что я не являюсь фетишистом баса. Но, возвращаясь к классике диско-фанка, как на виниле, так и на компакт-диске -  Detroit Emeralds’ ‘Feel The Need’ [Greatest Hits, Westbound CDSEWD 119, CD, and Feel The Need Atlantic K50372, LP] а также ‘Rock The Boat’ Hues Corporation [The Very Best Of The Hues Corporation, Camden 74321 603422, CD, и Freedom For The Stallion RCA APL 1-0323, LP] – я понял, что может служить наиболее потрясающим моментом. Исполнение МакЭвой поразило меня не прозрачностью, а полностью сформированной звуковой сценой, а также трехмерностью, тем стандартом, который я всегда ожидал от Audio Research.  Тональный баланс был просто абсолютным без раздражающих ухо отклонений.

После одного трека я был готов подписаться под утверждением, что «шестерка» является целью настоящего страстного аудиофила. Однако, акустическая запись Эвелин МакЭвой вряд ли будет адекватно воспринята любителями треш-металла, или глубоких басов. Это скорее тест на проверку нейтральности и эффекта присутствия. До сих пор Reference 6 выполнил все задачи, и теперь оставалось проверить, как он выдержит передачу динамических всплесков и мощных басов. Записи в стиле диско включали в себя мощную оркестровку, масштабный вокал и стену звука во всем спектральном великолепии. Благодаря Reference 6, медные духовые и струнные инструменты продемонстрировали ламповую сладость, которую я не променяю ни на какие коврижки, несмотря на все мое уважение к достижениям создателей транзисторных усилителей. Самые низкие октавы в музыкальных сокровищах начала 1970-х годов добавили фундаментальной основательности, которую я никогда не слышал в исполнении моей системы. Глубина, полновесность, массивность – басы были такими же совершенными, какими я слышал их в исполнении более крупных  акустических систем, нежели мои Wilson Alexias. А атака? Медные духовые инструменты звучали настолько отточено и напористо, что я захотел изучить тему о прямоугольных импульсах.

Я слушал Reference 6 четыре раза прежде, чем использовать его в составе моей системы, но не был полностью готов к такому скачку качества звучания. Это стало очевидным только тогда, когда я сравнивал «шестерку» с Reference 5 SE. Прирост качества был настолько явным, как и при сравнении двух поколений «Феррари». Различия превзошли  все ожидания. Черт возьми, но аппарат настолько хорош, что, если у вас нет соответствующей суммы на покупку Reference 10, вы можете спать спокойно и готовиться к приобретению Reference 6.

 

 

 

Игра поколений

Слово «эволюция» лучше всего подойдет для описания пути развития предварительных усилителей класса Reference инженерами компании Audio Research, который берет свое начало в 1995 году с момента выпуска Reference 1, который стал известным, благодаря наличию классической внешности – набора круглых ручек над тумблерами и боковых захватов в виде скобы. Конструкция создана на ламповой основе, имела восемь входов, но с микропроцессором, который регулировал уровень громкости,  баланс, выбор входов. Аппарат был оснащен полностью регулируемым блоком питания, специальными трансформаторами логики, а также в нем применялись комплектующие детали аудиофильного уровня. Модель Reference 2 была создана в 1998 году и выглядела аналогично. Можно было модернизировать «единицу» до уровня «двойки», в которой имелся каскад единичного усиления на основе ламп. Reference 3 была выпущена в 2004 году, и ее конструкция была полностью обновлена.  В ней уже имелся флуоресцентный дисплей и меню, которое пришло на замену регуляторов. В Reference 5 была пересмотрена конструкция схемы, которая стала полностью балансной. Аппарат работал в триодном режиме Класса А, хотя внешний вид остался без изменений. Аналоговый каскад включал в себя четыре лампы 6Н30, блок усиления сконструирован на базе ламп 6550 и 6Н30.

«Медные духовые и струнные инструменты продемонстрировали ламповую сладость, которую я не променяю ни на какие коврижки»

 

Вверху: Предусилитель линейного уровня оснащенный четырьмя балансными XLR и четырьмя несимметричными RCA входами, а также парами выходов XLR/RCA. Имеется разъем RS232.

 

ВЕРДИКТ HI-FI NEWS

Инженеры фирмы Audio Research никогда не ошибались с моделями класса Reference. Я слушал многие из них и должен отметить, что некоторые выделяются на фоне конкурентов больше, чем другие. Я полагаю,  что Reference 6 займет подобающее ему место рядом с легендарными SP 6 и SP 10.

 

Качество звучания:  91%

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  • Максимальный уровень выходного сигнала (<1% КНИ, 47 кОм) 55 вольт (балансный режим)
  • Максимальный уровень входного сигнала (<1% КНИ) >10 вольт (балансный режим)
  • Выходное сопротивление (20 Гц – 20 кГц) 303 – 457 Ом (Балансный режим)
  • Частотный диапазон (20 Гц – 100 кГц) + 0,01 дБ до – 8,6 дБ
  • Входная чувствительность 240 милливольт (Балансный режим)
  • Соотношение «сигнал – шум» 96,5 дБ
  • Уровень искажений (20 Гц – 20 кГц) 0.0006–0.0009%
  • Энергопотребление 131 Вт (4 Вт в режиме ожидания)
  • Габариты (Ш х В хГ) 480 х 198 х 419 мм
  • Масса 16,6 кг