Все публикации


14  09  2016

AV-ресивер Yamaha RX-V581: Полное соответствие

В прошлый раз мы познакомились с младшей моделью AV-ресивера Yamaha, поддерживающего трансляцию видео с проигрывателей дисков нового формата Ultra HD Blu-ray, в том числе расширенный динамический диапазон (HDR) и расширенный цветовой охват по стандарту Rec.2020. Для полного соответствия новым трендам в домашнем кино ему не хватало лишь поддержки свежих звуковых форматов Dolby Atmos и DTS:X.



Поддержка новых звуковых 3D-форматов отсутствовала в Yamaha RX-V481 не по какому-то злому умыслу производителя, а по достаточно банальной причине – для реализации дополнительных потолочных каналов требуются отдельные усилители, а значит в пятиканальном ресивере, коим является модель Yamaha RX-V481, новые звуковые форматы реализовать не получится. Другое дело, если аппарат оснащен семью каналами усиления. В этом случае у владельца есть выбор – либо реализовать систему окружающего звучания 7.1 или 7.2 с четырьмя тыловыми акустическими системами, либо ограничиться конфигурацией 5.1 или 5.2, а два оставшихся усилителя использовать для потолочных каналов форматов Dolby Atmos и DTS:X. Именно таким ресивером стала модель Yamaha RX-V581 - самая доступная семиканальная модель в продуктовой линейке знаменитого производителя кинотеатральной техники.



Но сначала вспомним основные особенности так называемых “трехмерных” звуковых форматов кинотеатральных саундтреков Dolby Atmos и DTS:X. Главным отличием новых форматов окружающего звучания стала их объектная ориентированность. Звуковая информации здесь не просто раскладывается по отдельным каналам, но и сопровождается метаданными о положении виртуальных источников звука в пространстве. Речь идет о трехмерных координатах и их изменении во времени, что позволяет сформировать в кинозале однородную звуковую среду с высочайшей детализацией. Стандарт Dolby Atmos поддерживает до 128 независимых объектов, которые могут распределяться на 64 выходных канала. Этим распределением и занимается алгоритм Dolby Atmos.



Для реализации потолочных каналов требуются отдельные усилители, а значит в пятиканальном ресивере новые звуковые форматы реализовать не получится. Другое дело, если аппарат оснащен семью каналами усиления. В этом случае у владельца есть выбор – либо реализовать систему окружающего звучания 7.1 или 7.2 с четырьмя тыловыми акустическими системами, либо ограничиться конфигурацией 5.1 или 5.2, а два оставшихся усилителя использовать для потолочных каналов форматов Dolby Atmos и DTS:X.

Формат DTS:X, как и Dolby Atmos, основан не на каналах, а на аудиообъектах. Но для DTS:X не важно, сколько колонок использовано в вашей системе окружающего звучания - процессор или AV-ресивер оптимально распределит звуковую информацию по имеющимся каналам. Если Dolby рекомендует определенные наборы акустических систем с дополнительными потолочными колонками (5.2.4, 7.2.2 и тому подобное), то у DTS вообще отсутствуют рекомендации по конфигурации системы окружающего звучания. В компании считают, что объектные кодеки тем и хороши, что не имеют привязок к определенным конфигурациям акустических систем. Таким образом, минимальная конфигурация системы окружающего звучания для DTS:X - 2.1, максимальная - 7.2.2 или 5.2.4. В полной мере потенциал новых форматов реализован в профессиональных инсталляциях, применяемых в коммерческих кинозалах. "Домашняя" версия адаптирована под работу в жилых комнатах и опирается на "поканальные" форматы высокого разрешения Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio.



Yamaha RX-V581 позволяет реализовать систему окружающего звучания в конфигурации 5.2.2, когда стандартный вариант с пятью колонками окружающего звучания и двумя активными сабвуферами дополняется парой “потолочных” акустических систем. Причем, стандарт Dolby Atmos позволяет использовать не только колонки, действительно смонтированные на потолке, но и устанавливаемые поверх фронтальной пары и работающие на отражение от потолка. Единственный важный момент в этом варианте – необходимо проследить, чтобы потолок был способен отражать звуковые волны. Конечно, ресивер способен обслуживать и стандартную конфигурацию системы окружающего звучания 7.2. Бюджетность модели здесь проявляется лишь в отсутствии многоканального аналогового выхода с предварительного усилителя (процессора), который бы позволил при помощи внешних усилителей мощности реализовать любую конфигурацию вплоть до 7.2.4. Если же вы предпочитаете по какой-либо причине классическую схему системы окружающего звучания 5.1 (или 5.2), то и в этом случае два канала усиления ресивера без дела не останутся – аппарат позволяет задействовать их для организации усиления би-ампинг фронтальной пары.



Главной сетевой “фишкой” ресивера является фирменная технология Yamaha MusicCast, в рамках которой можно создать на базе ресивера полноценную беспроводную систему мультирум. Поддерживаются технологии Airplay и Wireless Direct, позволяющие транслировать музыку напрямую с мобильных гаджетов под управлением iOS и Android. Не забыт и Bluetooth, ограничения которого компенсируются фирменной DSP-обработкой Compressed Music Enhancer.

В остальном ресиверYamaha RX-V581 очень похож на модель, стоящую в фирменной иерархии на ступеньку ниже. Аппарат полностью поддерживает видеосигнал с разрешением 4K в формате 4:4:4 60 Гц, а также технологию расширенного динамического диапазона HDR и стандарт увеличенного цветового охвата Rec.2020 – то есть, вполне готов к работе с проигрывателями оптических дисков нового формата UltraHD Blu-ray. Два плеера таких дисков уже можно заказать – в США с начала года продается Samsung UBD-K8500, а с весны в Европе можно приобрести Panasonic DMP-UB900. Более того, замечены европейские релизы дисков UltraHD Blu-ray с русской звуковой дорожкой – например, 4K-релиз фильма Man of Steel. Так что, с нетерпением ждем новостей относительно старта формата в России. Ни конвертировать аналоговое видео в цифровую форму, ни скалировать материал низкого разрешения до уровня 4K аппарат не способен. Впрочем, такой функционал всегда был прерогативой ресиверов более высокого класса, да и необходимость в подобных преобразованиях возникает не часто. 



Как и младшая модель, Yamaha RX-V581 выделяется в ряду конкурентов обширным сетевым функционалом. Интегрировать ресивер в домашнюю компьютерную сеть можно не только проводным способом через Ethernet, но и по Wi-Fi. Главной сетевой “фишкой” ресивера является фирменная технология MusicCast, в рамках которой можно создать на базе Yamaha RX-V581 полноценную беспроводную систему мультирум. Поддерживаются технологии Airplay и Wireless Direct, позволяющие транслировать музыку напрямую с мобильных гаджетов под управлением iOS и Android. Не забыт и Bluetooth, ограничения которого компенсируются фирменной DSP-обработкой Compressed Music Enhancer. Управление ресивером по сети может быть организовано двумя способами. Фирменное приложение для мобильных гаджетов Yamaha AV Controller предоставит доступ к наиболее полному спектру настроек и регулировок. При этом, все основные параметры работы ресивера могут регулироваться и с консоли управления мультирумной системой Yamaha MusicCast Controller, работа с которой удобнее и интуитивно понятнее.



Спектр форматов аудиофайлов, поддерживаемых встроенным медиаплеером, покрывает все популярные варианты кодирования музыки, включая форматы высокого разрешения. Кроме стандартного набора WAV, MP3, WMA и AAC, Yamaha RX-V581 поддерживает воспроизведение файлов в формате FLAC, AIFF, цифрового материала с параметрами вплоть до 24 бит / 192 кГц, и даже DSD 2,8 МГц и 5,6 МГц. Ресивер способен воспроизводить контент по сети с серверов DLNA, либо с внешних накопителей с интерфейсом USB. За оптимизацию звучания Yamaha RX-V581 в конкретных акустических условиях отвечает фирменная система автоматической калибровки YPAO, опирающаяся на измерения, производимые при помощи специального микрофона. 



При сопровождении кинофильмов ресивер Yamaha RX-V581 демонстрирует все преимущества современных форматов многоканальных саундтреков, формируя масштабную звуковую картину без потери детальности в самых напряженных сценах. Звучание аппарата отличается отменной динамикой, весь частотный диапазон отрабатывается очень тщательно, но особенно хочется отметить впечатляющее воспроизведение низкочастотной части спектра – бас ресивер выдает очень фактурный и упругий. Трудно предъявить какие-либо претензии и к локализации виртуальных источников звука в пространстве кинозала, а использование потолочных акустических систем ощутимо увеличивает вертикальное разрешение звукового полотна. Если забыть про ценник, можно придраться к некоторому нивелированию мельчайших нюансов и излишней прямолинейности подачи сложных моментов фонограммы, но, вспомнив про класс ресивера, все становится на свои места. 

AV-ресивер Yamaha RX-V581

Результаты измерений



Если установить регуляторы тембров по высоким и низким частотам в нулевое положение, дезактивировав тем самым темброблок ресивера, то Yamaha RX-V581 демонстрирует очень широкую рабочую полосу частот (рис. 1). Спад характеристики на частоте 80 кГц составил всего 0,42 дБ. При активном эквалайзере полоса пропускания сужается, но неравномерность АЧХ сохраняет стабильность и укладывается в коридор шириной 0,1 дБ. При одном задействованном канале усиления аппарат способен отдать на нагрузку 8 Ом до 100 Ватт неискаженной мощности. При работе на нагрузку номинальным сопротивлением 4 Ом ресивер развивает до 145 Ватт (рис. 3). Проникновение сигнала между фронтальными каналами ниже порога различимости даже в области высоких частот (рис. 2). На частоте 10 кГц этот параметр составляет всего -58 дБ. Коэффициент демпфирования усилителей ресивера на низких частотах достигает 153 единиц.

 

Паспортные данные:



Тип – AV-ресивер | Название – Yamaha RX-V581 | Выходная мощность, Вт – 7 х 115 (на 6 Ом, 1 кГц, при загрузке одного канала, КНИ 0,9%) | Частотный диапазон, Гц – 10—100 000 (по уровню -3 дБ) | Отношение сигнал/шум, дБ – >110 (режим Direct) | Разделение каналов (1 кГц / 10 кГц), дБ – 70 / 50 | Коэффициент демпфирования - > 100 | Декодирование Dolby Atmos и DTS:X – да | Система автокалибровки – да, YPAO | Коммутация HDMI v.2.0 с поддержкой 4K 60p (4:4:4), HDCP v.2.2, HDR, BT.2020, входов / выходов – 4 / 1 | Видеоскалер – нет | Конвертер аналоговых видеосигналов в HDMI – нет | Видеовходы – композитные (4) | Видеовыходы – композитный | Аудиовходы – minijack, RCA (3), цифровой оптический, цифровой коаксиальный (2) | Аудиовыходы – RCA на сабвуфер (2) | Дополнительно – USB, Wi-Fi, Bluetooth A2DP, Ethernet RJ45, MusicCast, Airplay, Wireless Direct | Энергопотребление (max), Вт – 600 | Габариты, см – 43,5 x 16,1 x 32,7 | Масса, кг – 8,1

Результаты инструментальной экспертизы

 

Макс. мощность (0,7% КНИ, 1 кГц) на 8 / 4 Ом, Вт 100 / 145
Макс. мощность (0,7% КНИ, 8 Ом) на 1 кГц / 80 Гц / 10 кГц, Вт 100 / 100 / 100
КНИ на 0,5 Рмакс, на 1 кГц / 80 Гц / 10 кГц, % 0,005 / 0,005 / 0,012
Переходное затухание между каналами на 10 кГц, не менее, дБ 58
Отношение сигнал/шум, дБА 101
Коэффициент демпфирования (8 Ом, 80 Гц) 153
Неравномерность АЧХ в полосе 20 Гц — 20 кГц, дБ 0,10
Спад на частоте 80 кГц, дБ 0,42



 

 

Вывод:


Yamaha RX-V581 может считаться самым доступным AV-ресивером компании, полностью соответствующим требованиям системы домашнего кинотеатра для демонстрации фильмов с дисков нового формата Ultra HD Blu-ray. Если видеотракт младшего брата с индексом RX-V481 был способен работать с проигрывателями UHD BD, то поддержка новых звуковых форматов Dolby Atmos и DTS:X, требующая как минимум семиканального усиления, была реализована только здесь.

Анатолий Максименко