Все публикации


30  03  2017

Звуковой проектор Yamaha YSP-2700

Саундбары и звуковые проекторы внешне очень похожи. И те и другие — длинная колонка, размещаемая под телевизором и обычно дополняемая сабвуфером. На этом сходство заканчивается. Название саундбар отражает внешний признак, звуковой проектор — принцип действия. Первые призваны компенсировать слабые акустические возможности плоских телевизоров. Вторые — воссоздать трёхмерное звуковое поле средствами одной колонки, чтобы избавить домашний кинотеатр от множества проводов и коробок с динамиками и тем самым сделать его привлекательным для пользователей. Иная цель подразумевает и совершенно другие средства достижения, более сложные и затратные. Стоит ли овчинка выделки? Постараемся прояснить этот вопрос на примере новой модели Yamaha.

 

ПОТОМОК ПО ПРЯМОЙ

При всех своих отличиях саундбары и звуковые проекторы состоят в родственных отношениях. Представьте ситуацию: отпрыск богатого и аристократического рода вступает в брак с девушкой из простой семьи и уезжает в провинцию, и там у них появляются дети, внуки и т.д. Кто они для прямых потомков благородного семейства? Бедные родственники.

Первыми появились именно звуковые проекторы — это произошло в 2004 году, когда публике был представлен первый такой аппарат — Pioneer PDSP-1, созданный на основе разработок небольшой фирмы 1 Ltd (сейчас — Cambridge Mechatronics). Устройство получилось чрезвычайно дорогим и сложным в настройке, и уже в силу этого не могло выйти на рынок.

То, что не удалось одной японской корпорации, получилось у другой: уже на следующий год Yamaha выпустила свою знаменитую модель YSP-1, именно с нее взял свое начало род современных звуковых проекторов. Заметим попутно, что технология «звуковых лучей», разработанная 1Ltd, использовалась и некоторыми другими производителями, однако их опыты не вызвали широкого общественного резонанса и канули в Лету.

 

Почему успеха добилась именно Yamaha? Вероятно потому, что у компании был огромный опыт разработки и использования цифровых сигнальных процессоров (DSP) в сферах компьютерного и профессионального звука. Напомним, что первые массовые звуковые платы для IBM-совместимых ПК, выпущенные компанией AdLib, были построены на чипе Yamaha YM3812. На этой же микросхеме работали и первые карты Sound Blaster от Creative, ставшие невероятно популярными.

Название саундбар отражает внешний признак, звуковой проектор — принцип действия

Именно DSP дали Yamaha возможность упростить и удешевить конструкцию проектора, сделать его приемлемым для простого пользователя. К примеру, Pioneer PDSP-1 должен был настраиваться под конкретное помещение с помощью компьютера и специального программного обеспечения, а продвинутые DSP от Yamaha позволили интегрировать непростые настроечные функции в само устройство. Упрощение конструкции проявилось, в частности, в уменьшении числа излучателей: с 254 драйверов у Pioneer PDSP-1 до 42 — у YSP-1. У актуальной флагманской модели YSP-5600 — 44 (плюс два басовых), у YSP-2700 — всего 16. Чуть позже мы узнаем, достаточно ли этого числа драйверов для создания полноценного окружения в комнате площадью 16 м2.

 

Звуковые проекторы Yamaha вызвали живой эмоциональный отклик публики, которая довольно быстро перешла от чувства удивления («Неужели такое возможно?») к желанию обзавестись таким устройством. В сущности, возник новый сегмент рынка, который вдохновил и других производителей. Которые не имели ни желания приобретать лицензию на технологию звукового проецирования, ни возможностей для создания собственной. Они выбрали вполне рациональную бизнес-стратегию: стали производить однокорпусные многоканальные акустические системы, предназначенные для размещения под телевизором и внешне похожие на звуковые проекторы. Эффект 3D-звучания создавался у них разными системами виртуального окружения (Dolby Virtual Surround, SRS TruSurround XT и т.п.). При этом они могли иметь конфигурацию и 2.0/2.1 и 5.1 и даже 7.1. В массе своей такие системы были существенно дешевле, чем звуковые проекторы, а потому быстро стали востребованными. Возник бум саундбаров, который продолжается и по сей день, пусть и не так бурно, как прежде.

Справедливости ради надо заметить, что реальное качество звучания однокорпусной многоканальной акустики в первую очередь связано с её конструкцией и уровнем исполнения и только потом — с цифровыми обработками. Изделия авторитетных акустических брендов, знающих толк в разработке колонок, играют впечатляюще, — в этом мы не раз убеждались, когда тестировали саундбары. Но и цена у них соответствующая — не меньше, а порой и больше, чем у близких по техническим параметрам звуковых проекторов. Тем не менее, даже самый лучший саундбар не способен создать столь же реалистичное звуковое поле, как сопоставимый по стоимости комплект ДК с дискретной акустикой. А звуковой проектор — может. При определенных условиях.

 

Чудо с оговорками

Как известно, и звуковые и световые волны распространяются прямолинейно, и чтобы заставить их изменить траекторию движения, необходимо использовать дополнительные преломляющие устройства — зеркала, призмы и т.п. В роли подобных девайсов звуковые проекторы используют отражающие поверхности помещения, главным образом стены. Обычные саундбары — тоже, но только у них отражения неуправляемые, тогда как проектор их должен полностью контролировать, именно для этого ему требуется большое количество излучателей с отдельными каналами усиления — чем больше, тем лучше. В младшей модели Yamaha YSP-1600 используется 8 лучевых драйверов, правда, и конфигурация у неё всего 5.1.

Реальное качество звучания однокорпусной многоканальной акустики в первую очередь связано с её конструкцией и уровнем исполнения и только потом — с цифровыми обработками.

Однако вне зависимости от числа «лучевых» каналов звуковому проектору необходимо помещение, удовлетворяющее определенным требованиям — это и есть главная оговорка: если условия не соблюдаются, чуда реально объемного и правдоподобного звукового поля не получится. Пожалуй, это главная причина, по которой звуковые проекторы не стали — при всех своих преимуществах — доминировать на рынке домашнего кино. Как бы нам ни хотелось обойтись без лишних проводов и колонок, но если комната имеет неправильную конфигурацию, звуковой проектор не сможет реализовать в ней свой потенциал.

 

В руководстве пользователя YSP-2700 имеется целый раздел, где очень подробно объясняется, как правильно установить аппарат в самых разных комнатах, включая те, что имеют неправильную форму, а также с мебелью, которая может оказывать значимое влияние на звук. Говорится там и о «нерекомендуемых» условиях прослушивания. Это помещения со стенами, от которых не могут отражаться звуковые лучи (например, со звукопоглощающим покрытием), комнаты с шириной и длиной менее 3 и более 7 м, высотой потолков менее 2 и более 3,5 м. Заметим, что квадратные комнаты, в которых крайне сложно получить достойное звучание стереофонической системы, не входят в число неблагоприятных. Вообще эти «оговорки» справедливы для любой музыкальной и кинотеатральной инсталляции, особенно той, что не оснащена системой автоматической калибровки с микрофоном.

На случай, если у обладателя YSP-2700 оказалось как раз «нерекомендуемое» помещение, предусмотрен особый режим работы. В меню настроек по адресу Setup Menu > Beam > Channel Out можно выбрать метод излучения для всех каналов по отдельности — простой (stereo), лучевой (beam) или смешанный (mix). Каждый из них объясняется подробно и с иллюстрациями. Ни один известный мне саундбар или комплект домашнего кинотеатра не даёт такой возможности. Вдобавок имеется функция доскональной ручной настройки всех параметров (дистанция до каждого из каналов, расстояние пробега лучей, угол их отклонения, уровень и т.д.). На крайний случай, если манипуляции с лучами не дали желаемого результата, можно включить режим My Surround — в нем активизируется система виртуального окружения, как в обычных саундбарах.

 

Если комната соответствует базовым требованиям, в ней тоже могут быть «засады», которые надо учитывать при автоматической калибровке — о них тоже подробно рассказывается в руководстве пользователя. Именно поэтому система акустической настройки (IntelliBeam) имеет три режима: полностью автоматический (Auto Setup), оптимизация лучей (Beam optimize only) и оптимизация звучания (Sound optimize only). Например, если напротив проектора имеется окно со шторами, предлагается сначала их открыть, потом запустить процесс оптимизации лучей, закрыть шторы и выполнить настройку звучания. Ничего сложного, весь процесс занимает несколько минут. Самое трудное — внимательно прочитать инструкцию.

Вне зависимости от числа «лучевых» каналов звуковому проектору необходимо помещение, удовлетворяющее определенным требованиям.

Кстати, комната прослушивания, в которой я тестировал YSP-2700, как раз относится к категории «нерекомендуемых» — это типичная советская «распашонка»: справа расположена большой проём с коридорчиком между прихожей и кухней — как раз там, где должны в идеале отражаться лучи бокового и тылового каналов. Тем не менее, система автоматической калибровки неплохо справилась с работой, и разница по сравнению с обычными саундбарами, которые не раз тестировались в этом же помещении, была хорошо слышна. Впрочем, не буду забегать вперед, ведь мы ещё толком не познакомились с самим аппаратом.

Ящик для фокусов

Система поставляется во внушительной коробке — в ящиках примерно таких же размеров фокусники распиливают своих ассистенток. Думаю, в такой упаковке могло бы разместиться штук пять проекторов. Дело в том, что система комплектуется отдельным сабвуфером — прежде у большинства подобных систем Yamaha бас-машина была опционной, поскольку в основных колонках имелось по паре НЧ-динамиков. Но YSP-2700 с толщиной корпуса 51 мм слишком изящен для размещения басовых драйверов, поэтому внешний саб стал обязательным. Он размещен в упаковке по центру для равновесия, по бокам — пустые картонные коробки — в отличие от вставок из пенопласта они могут использоваться в хозяйстве и не загрязняют окружающую среду.

 

Комплектация стандартная: есть ножки для установки основной колонки на тумбу (крепление для настенного монтажа, SPM-K20, приобретается отдельно), документация, кабели для сабвуфера, пульт ДУ, микрофон для калибровки и, что особенно приятно, — складная подставка из плотного картона для размещения измерительного микрофона на уровне головы слушателя. Сам обычно использую для этих целей фотоштатив, но ведь этот полезный аксессуар есть под рукой далеко не у всех.

Монтируется система значительно проще, чем домашний кинотеатр с дискретной акустикой. HDMI-выход проектора подключается ко входу телевизора, желательно к тому, на котором есть обратный аудиоканал (ARC), соответственно и кабель нужен с поддержкой этой функции. Ещё один HDMI-шнур потребуется для соединения проектора с источником (если он нужен — многие обойдутся встроенным медиаплеером телевизора). Также нужно обеспечить питание основной колонке и сабу. Таков коммутационный минимум при условии беспроводного подключения бас-машины. Два провода в комплекте даются на тот случай, если высокий уровень помех в диапазоне 2,4 ГГц не позволяет получить устойчивую связь, тогда используется проводная. То же самое касается и Wi-Fi — на случай, если эфир забит, имеется интерфейс Ethernet.

 

Озаботиться устойчивым сетевым коннектом следует обязательно, чтобы реализовать богатые возможности фирменной технологии MusicСast, а также получить возможность управления системой с мобильных устройств. Yamaha предлагает единое бесплатное приложение для устройств под iOS и Android: MusicCast Controller. Оно может быть использовано как для кинотеатральных функций (коммутация входов, настройка, регулировка громкости и тембров, выбор цифровых обработок звука и т.д.), так и для сетевых, в том числе непосредственного подключения к домашней сети и управления многозональной системой, если она, конечно, развернута. Кстати, совсем не обязательно держать в каждой комнате по звуковому проектору — разные зоны могут обслуживаться любыми устройствами Yamaha с поддержкой MusicCast, к примеру, настольными или микрокомпонентными музыкальными системами, AV-ресиверами и т.д.

В руководстве пользователя YSP-2700 имеется целый раздел, где очень подробно объясняется, как правильно установить аппарат в самых разных комнатах.

Именно MusicCast превращает компактный звуковой проектор в полноценный развлекательный центр, объединяющий в одном компактном корпусе не только многоканальный домашний кинотеатр, но и сетевой проигрыватель с доступом к локальным и удалённым звуковым ресурсам. C такой системой, «умным» телевизором и смартфоном можно легко обходиться без дополнительного внешнего источника.

 

На этом теоретическую часть пора заканчивать — о системе MusicCast можно рассказывать очень долго. Переходим к практике.

Дурные привычки и положительный пример

Начинаю с музыки. Система работает в стереофоническом режиме, т.е.без управляемых переотражений. По сравнению с напольными колонками Yamaha Soavo-1 с усилителем Musical Fidelity A5-INT и внешним ЦАПом PS Audio PerfectWaveDAC MkII — ничего экстраординарного, как в хорошем, так и в плохом смысле. Играет ровно, сбалансированно, достаточно чисто. Вне зависимости от того, воспроизводятся ли файлы со смартфона или сетевого накопителя. Эмоциональная суть музыки предаётся адекватно, разница между файлами стандартного разрешения и Hi-Res хорошо слышна, что говорит о достаточно высоком разрешении системы. Главное, что после прослушивания комплекта существенно более высокого класса и многократно большей стоимости и перехода на YSP-2700 не возникает культурного шока и желания побыстрее вернуться назад, к привычной стереофонической аппаратуре. Уверен, что любители музыки, которые начнут построение своей системы именно со звукового проектора, будут долгое время счастливы.

Мой домашний кинотеатр имеет конфигурацию 3.1, то есть обходится без сарраунд-каналов. Поэтому привык, что все звуковые события фильмов разворачиваются в узкой «прибрежной полосе» у телевизора. С этим приходится мириться, поскольку возможность для установки боковых и тыловых каналов отсутствует. Многие наши читатели меня легко поймут, поскольку сами живут в подобных условиях.

На случай, если у обладателя YSP-2700 оказалось как раз «нерекомендуемое» помещение, предусмотрен особый режим работы.

Не удивительно, что работа звукового проектора в кино вызвала у меня легкий шок. Ведь в комнате ничего принципиально не изменилось – если не считать появления тонкой плоской панели под телевизором и неприметного саба в углу. А звук совершенно другой, чем у моей штатной системы.

Сцена выдвинулась не только к слушателю, но и в глубину, ушла за телевизор. Выделились звуковые детали и подробности, которые вроде были слышны и раньше, но не обращали на себя внимание. Эффект эхо, который раньше лишь ухудшал разборчивость речи, стал передавать масштабы и характер пространства. Диалоги стали боле внятными при меньшем уровне громкости.

                  

Несмотря на относительно небольшую мощность усилителей у YSP-2700 (у моей домашней системы 3.1 она на порядок выше), не было слышно каких-либо ограничений по динамике. Даже интенсивные ударные эпизоды проходили эффектно и без слышимых искажений.

Конечно, можно было заметить некоторую неравномерность звукового поля, вызванный проемом в правой стене — полностью устранить его воздействие автомат калибровки не смог. Всё-таки любые, даже самые совершенные, технологии действуют в рамках возможного, установленного законами физики. Возможно, старшие звуковые проекторы Yamaha, оснащённые большим числом лучевых драйверов, смогли бы в этих трудных условиях дать лучший результат. Но здесь уже вступают в силу другие рамки возможного — финансовые. Поэтому будем получать удовольствие от того, что нам доступно.

YSP-2700 с толщиной корпуса всего 51 мм слишком изящен и мал для размещения басовых драйверов, поэтому внешний саб стал обязательным.

Yamaha YSP-2700

Производитель: Yamaha Corporation

Конфигурация каналов: 7.1 || Выходная мощность: 16 х 2 Вт (лучевые динамики, 1 кГц, THD 10%, 4 Ома) + 75 Вт (сабвуфер, 100 Гц, T.H.D 10%, 6 Ом) || Диапазон частот, Гц: основная колонка: 500 – 22000, сабвуфер: 40 – 500 || Коммутация: видеовходы: 3 х HDMI, видеовыход: HDMI (с ARC), аудиовходы: цифровые оптический и коаксиальный, аналог стерео (2 x RCA), аудиовыход: на сабвуфер (RCA) || Сеть: Ethernet (10/100 Мбит/с), Wi-Fi (802.11 b/g/n, 2,4 ГГц), Bluetooth v. 2.1 +EDR || Многоканальные форматы: Dolby — TrueHD, Digital (Plus/EX); DTS — X, HD Master Audio, HD High Resolution, Digital Surround, ES, 96/24; LPCM || Онлайновые музыкальные сервисы: Spotify, Juke!, Qobuz, Pandora, Napster, Интернет-радио || Габариты: основной блок (без ножек и с опущенной антенной) — 944 x 51 x 154 мм; сабвуфер: 295 x 297 x 307 || Масса: основной блок — 4,0 кг; сабвуфер — 9,1 кг || Цена: 99990 руб.

Компоненты:

  • Телевизор Panasonic TX-PR50VT60
  • Медиаплеер HiMEDIA Q10 Pro
  • Смартфон LG V10

Смотрели:

  1. “Men in Black”. Blu-Ray ISO
  2. “Avatar”. Blu-Ray ISO
  3. “Mad Max IV” MKV 2160p (H265)

Слушали:

  1. Deep Purple. “Machine Head”. FLAC 96 кГц/24 бит, SACD ISO
  2. Led Zeppelin. “II”. FLAC 96 кГц/24 бита
  3. The Gales Bros. “Left Hand Brand”. FLAC 44,1 кГц/16 бит
  4. Lizz Wright. “Freedom & Surrender”. FLAC 44,1 кГц/16 бит, 96 кГц/24 бит
  5. Anthony Wilson. “Power Of Nine”. DSD64
  6. McIntosh Spectacular Reference Disc. FLAC 192 кГц/24 бит
  7. Larry Adler and Various. “The Glory of Gershwin”. FLAC 44,1 кГц/16 бит

Источник: SalonAV