Все публикации


26  03  2018

Тест напольной акустики Tannoy Kensington Gold Reference: будь аристократом

Когда опытный любитель музыки слышит словосочетание «коаксиальный динамик», первым в его памяти появляется имя шотландской компании Tannoy, уже давно ставшей синонимом громкоговорителей данного типа. Скажу больше: для значительной части аудиофилов это имя стало своего рода культом, ревностные служители которого готовы покарать каждого, способного хотя бы немного усомниться в его догмах и постулатах. Неслучайно, узнав об очередном редакционном задании, в котором значилось прослушивание акустических систем Tannoy, я испытал чувство особой интриги, как если бы получил приглашение посетить библиотеку Ватикана.

Для тех читателей, которые впервые слышат о коаксиальных динамиках, надо отметить, что это один из самых любопытных подходов к моделированию точечного источника звука, который принято считать в акустике идеальным. В общих чертах он сводится к размещению динамиков, излучающих звук разной частоты на одной оси по отношению друг к другу, благодаря чему сама конструкция становится похожа на цветочный бутон.

Знаменитый коаксиальный излучатель — визитная карточка шотландской компании

Удивительно, но первые коаксиальные громкоговорители Tannoy Black Monitor, увидевшие свет в 1947 году, первоначально использовались для настройки микрофонов, что свидетельствует о высоком качестве звуковоспроизведения и эффективности этой технологии уже на первых этапах ее существования. Герои нашего сегодняшнего обзора, акустические системы Tannoy Kensington Gold Reference серии Prestige, являются улучшенной версией своей предшественницы — Tannoy Kensington SE, дополненной рядом технологий, позаимствованных у флагмана линейки — грандиозных Tannoy Kingdom Royal, что, безусловно, отразилось не только на их облике, но и на звучании.

Акустика поставляется в массивных, надежно оберегающих содержимое коробках, для распаковки которых потребуются усилия как минимум двух взрослых мужчин. Также в комплекте к колонкам их будущий владелец обнаружит приятный сюрприз — крупную деревянную шкатулку, где аккуратно уложены клеммные перемычки, шипы с винтами и защищающими паркет чашками (виброразвязка), ключик для снятия пылезащитных сеток и банку с натуральным воском для периодического ухода за корпусами.

Золоченые элементы просвечивают через пылезащитную сетку, придавая акустике особый шарм

На сегодняшний день акустические системы выпускаются в двух цветовых вариантах оформления — орех (на мое мнение, этот вариант в лучшей степени соответствует их дизайну) и черный матовый.

Будь аристократом

Ну вот, колонки распакованы. Какие же ассоциации возникают при первом взгляде на каннелюры и витиеватые формы Tannoy Kensington GR? Пожалуй, это степенный и торжественный уклад жизни английской аристократии времен расцвета Британской короны, картины в золоченых рамах, часы с боем, традиционный пятичасовой чай, зеленое сукно кабинетов и, конечно, не теряющая достоинства вышколенная прислуга, которая, при всей своей деликатности, в принципе не способна что-либо утаить. При достаточном бюджете на приобретение этих колонок, конечно, есть овсянку совсем не обязательно, но то, что их будущему владельцу вряд ли захочется пройтись рядом с ними в нижнем белье или не подтянув живот, в этом я уверен почти наверняка.

Высокоточная обработка фрагментов корпуса удивляет не меньше, чем причудливое сочетание их текстуры

По всему чувствуется, что дизайн акустических систем разработан неравнодушными людьми с хорошим вкусом и чувством стиля. В их оформлении активно используется не только шпон, но и массив ореха. Несмотря на то, что современные технологии деревообработки позволили давно отказаться от ручного труда при производстве корпусов, их качество по-прежнему безупречно. Единственное, что вызывает вопрос и, кстати говоря, не у меня одного, так это парадоксальная для изделий столь высокого уровня нестыковка шпона по рисунку.

Обычно в своих обзорах я задаюсь вопросом о сочетаемости дизайна аппаратуры и наиболее популярных стилистических решений интерьера — от классических гостиных, оббитых гобеленами, до сверхсовременных лофтов, напоминающих авангардные инсталляции. Парадокс в том, что и в первом, и во втором случае столь яркая и выразительная цитата из прошлого смотрится более чем уместно. Во всяком случае, так называемый «женский фактор» точно останется на стороне этих колонок, а их внешний вид сам по себе достоин созерцания.

Настрой правильно

Давайте взглянем на них поближе. По бокам передней панели тянутся четыре вертикальных желобка, ближе к середине переходящие в отверстия щелевого фазоинвертора. Воспользовавшись идущим в комплекте ключом, с приятным клацаньем поворачиваем его в замочной скважине и аккуратно снимаем пылезащитную сетку с фрезерованным логотипом, обнажая переднюю панель. Визуальным центром ее композиционного решения является сердце акустической системы — десятидюймовый коаксиальный излучатель Dual Concentric, в центре которого установлен позолоченный рупор высокочастотной головки. Контуры излучателя подчеркнуты позолоченным фланцем, окруженным небольшим кольцом из темного, вспененного материала, а место его установки украшено инкрустацией из пяти вертикальных вставок темного дерева. Эти вставки не только привлекательный элемент дизайна, но и эффективный технический прием, позволяющий локально повысить инертность корпуса для улучшения воспроизведения средних и низких частот.

Панель управления разделена на две части: ENERGY — величина сигнала и ROLL OFF — режим его затухания

Чуть ниже, на массивной латунной пластине, расположен блок точной настройки высоких частот, позволяющий вносить незначительные коррективы в их звучание, исходя из индивидуальных предпочтений слушателя, а также для коррекции особенностей помещения. Визуально панель управления разделена на две части: ENERGY — величина сигнала, варьируемого от 1 кГц с амплитудой до ±3 дБ и ROLL OFF — режим его затухания, начиная с 5 кГц. Само же переключение осуществляется небольшими винтовыми клеммами. Поскольку акустически нейтральные комнаты встречаются довольно редко, возможность корректировки сигнала представляется весьма уместной. Кроме того, это позволяет более точно согласовать звучание колонок с усилителем.

В нижней части задней панели располагается акустический терминал, собранный на специально разработанной антирезонансной панели из акрила. Обращает на себя внимание высокое качество используемых коннекторов — NextGen WBT-0703, а также их не совсем привычное для глаз количество — 5 штук. Пятая клемма предназначена для заземления акустических систем на корпус усилителя. Терминалы предусматривают все наиболее популярные типы подключения, включая бивайринг и биампинг.

Пятая клемма акустического терминала предназначена для эффективного заземления на усилитель

Сами акустические системы надежно покоятся на массивных постаментах, опирающихся на ножки, которые при желании и достаточном уровне физической подготовки можно снять и заменить упомянутыми выше комплектными шипами.

Разберись в технологиях

Корпуса акустических систем выполнены из массивных листов березовой фанеры в фирменном акустическом оформлении Distributed Port, с интегрированным лабиринтом из МДФ и щелевым фазоинвертором. Внутри корпуса обильно устланы вспененным звукопоглощающим материалом. Для внутренней коммутации компонентов использован монокристаллический кабель из бескислородной меди высокой степени очистки, а для подключения высокочастотной секции — моножила из чистого серебра.

В месте крепления излучателя фронтальная панель усилена пятью вертикальными вставками

Десятидюймовый диффузор СЧ/НЧ-секции коаксиального излучателя выполнен из целлюлозы с добавлением синтетических нитей небольшой длины, что, по мнению разработчика, должно способствовать гораздо большей стабильности его геометрии и механических свойств при увеличении нагрузки, помогая бороться с резонансными явлениями. Для фиксации диффузора использован пропитанный особым составом двухслойный текстильный подвес с двойной волной, обеспечивающий значительно большую линейность и амплитуду колебаний. Форма диффузора призвана обеспечить оптимальную дисперсию звуковых волн на верхней границе воспроизводимого им частотного диапазона. Основой электродинамической системы СЧ/НЧ-секции выступает мощный, постоянный магнит из фирменного сплава Alcomax 3, состоящего из железа, алюминия, никеля и кобальта. По мнению разработчиков, использование этого сплава позволяет добиться высокой чувствительности, а также более мягкого и естественного воспроизведения звука.

Позолоченная «перечница» высокочастотного излучателя расположена в центре СЧ/НЧ-диффузора, выполненного из целлюлозы с небольшим добавлением искусственных нитей

Высокочастотный излучатель компрессионного типа диаметром два дюйма — знаменитый PepperPot («перечница») — нагружен на фирменный позолоченный рупор. Диффузор выполнен по особой пятиступенчатой технологии из сплава магния и алюминия, обладающего исключительно высоким отношением жесткости к массе. Мембрана закреплена на фирменном подвесе из майлара. Специальная полость, расположенная позади диффузора, выступает в роли амортизатора (она, можно сказать, согласует перемещения мембраны и акустические свойства рупора).

Прецизионный кроссовер стыкует обе секции на частоте 1,1 кГц и спроектирован таким образом, чтобы обеспечить комплексное выравнивание звучания обеих секций как по фазе, так и по амплитуде. Он собран на компонентах, обеспечивающих минимальные потери сигнала, с применением технологии криогенной обработки для стабилизации их кристаллической структуры и снятия механических напряжений на всем пути следования сигнала.

Собери систему

Несмотря на то, что, по заявлению производителя, акустические системы способны работать даже с ламповыми усилителями, мы решили не искушать судьбу и протестировать их с транзисторными компонентами, отвечающим нашим подопечным не только именем, но и статусом. Тестирование проходило в московском салоне «Нота+», где мы выбрали в комплект к акустике компоненты Gryphon: интегральный усилитель Diablo 300 мощностью 250 Вт (8 Ом) и проигрыватель компакт-дисков Scorpio, объединенные балансным кабелем VIP XLR и подключенные к сети кабелями VIP M5. Сами же колонки решили прослушать в комнате общей площадью около 40 м², подключив акустическим кабелем S.A.Lab Speaker Cable.

 
Основа тестового тракта: усилитель Gryphon Diablo 300 и CD-проигрыватель Gryphon Scorpio

Перед началом тестирования, в соответствии с пожеланиями, изложенными в инструкции по эксплуатации, акустические системы были тщательным образом прогреты, расположены на расстоянии двух метров друг относительно друга и развернуты на 15 градусов таким образом, чтобы их акустические оси пересекались на небольшом расстоянии перед местом прослушивания. Чтобы исключить негативное влияние переотражений акустических волн, расстояние от стен также было выдержано в соответствии с пожеланиями, изложенными в инструкции (не менее метра от боковых стен и не менее полуметра от стены, расположенной позади).

На этот раз мы решили не менять штатные ножки на шипы, поэтому они так и остались мирно спать в ларце из орехового дерева, ожидая внимания будущего владельца. Заземляющие клеммы также остались незадействованными.

На этот раз в качестве музыкального материала для прослушивания я остановился на диске «The Essential» — сборнике песен с записями Marlene Dietrich, диске «Classic Meets Cuba, Live» с записью живого концерта Klazz Brothers и Cuba Percussion, сборнике популярных песен в исполнении мужского хора Сретенского монастыря и стандартной подборке современной музыки и рока от EISA.

Слушай лучшее

Признаюсь честно, это было мое первое тестирование акустических систем, построенных на коаксиальных излучателях столь высокого уровня, поэтому я позволю себе не останавливаться на каждом диске в отдельности, а изложить общие впечатления от прослушивания.

Первое, на что обращаешь внимание, это их голос, способный масштабно и без усилий воспроизвести самые сложные фонограммы, изобилующие мельчайшими деталями и контрастным динамическим рисунком с мониторной точностью. Предельно осязаемая тембральная фактура вокала, музыкальных инструментов и даже мельчайшие шорохи, неизбежные при живом выступлении, столь точны, что производят эффект настоящего откровения.

Логотип GR — один из многочисленных элементов дизайна, подчеркивающих аристократический статус акустики

В некотором роде нежность и мощь их проницательных «голосов» уместнее сравнить с лучшими образцами оперного пения, и лишь при воспроизведении отдельных треков мне не хватало плотности звучания в среднечастотном диапазоне. Не меньшее впечатление производит способность АС реконструировать сцену, объем и акустическое пространство зала. Также существенной особенностью тестируемой акустики является чрезвычайно широкий угол дисперсии звуковых волн и, как следствие, отсутствие четко выраженной зоны для наиболее комфортного прослушивания. Перемещаясь в ходе воспроизведения фонограмм по залу, я не заметил ярко выраженного размытия стереопанорамы или явного доминирования одного из каналов.

Элементы крепления пылезащитной сетки выглядят крайне необычно

Эти колонки обладают не только выдающейся динамикой, но и удивительной способностью обращать внимание слушателя на самые эффектные места фонограмм. При этом они достаточно остро реагируют на качество записи. Исходя из этой особенности, не стоит обольщаться, полагая, что музыка, отлично звучащая в вашем телефоне на утренней пробежке, доставит вам такое же удовольствие при прослушивании на Tannoy Kensington GR.

Звучание акустических систем во всем частотном диапазоне предельно слитно и органично, однако низкие частоты мне хотелось бы выделить отдельно. Признаться, я не ожидал такого мощного и по-настоящему захватывающего воспроизведения баса от колонок на основе коаксиального излучателя. Он предельно фактурный и настолько красив, что я бы, пожалуй, не отказался от прослушивания фонограмм с записью басовых партий.

Позолоченный ключик приоткрывает двери тайны неповторимого звучания

Вместе с тем исполнительская манера Tannoy Kensington GR при воспроизведении современных музыкальных жанров, включая рок-музыку, показалась излишне чопорной. Вроде все неплохо, но без особого пыла и энтузиазма. Во всяком случае, мне довольно сложно представить себе Пласидо Доминго или Хосе Каррераса, трясущими головой на сцене под звуки электрогитар. Все-таки культура прослушивания акустики подобного класса предполагает соответствующий ей музыкальный материал.

Выводы

Прежде чем поставить последний финальный аккорд в этом обзоре, хочется отметить, что к покупке Tannoy Kensington GR надо прийти, либо имея за плечами солидный опыт прослушивания акустики высокого класса, либо доверившись экспертным оценкам и авторитету компании. Допускаю, что неопытному слушателю их предельно естественное и натуральное звучание поначалу может показаться даже немного скучноватым, как если бы он попробовал продукты без усилителя вкуса или же в жаркий день — родниковую воду вместо пузырящейся сладкой колы.

Нельзя сказать, что протестированная акустика в равной степени удачно отыгрывает музыку разных жанров, но всем тем, кто отдает предпочтение живым акустическим записям, стоит присмотреться к этим, безусловно, незаурядным колонкам, не забывая о внимательном отношении к качеству воспроизводимых фонограмм.


По итогам тестирования могу с уверенностью заявить, что Tannoy Prestige Kensington GR — это одни из наиболее интересных и самобытных акустических систем на рынке в сегменте High End. Во всяком случае, можно с уверенностью сказать, что при наличии достаточного бюджета и пространства для их размещения, будущий владелец этих АС вряд ли разочаруется в своем выборе.

Достоинства: дизайн, качество изготовления, звук High-End-уровня

Недостатки: жанровые предпочтения, высокие требования к качеству фонограмм

Паспортные данные

  • Рекомендуемая мощность усилителя: 20-250 Вт на канал
  • Мощность: 125 Вт (RMS)
  • Кратковременная пиковая нагрузка: 500 Вт
  • Чувствительность: 93дБ
  • Сопротивление: 5-8 Ом
  • Диапазон частот (-6дБ): 29Гц–27кГц
  • Коаксиальный динамик: СЧ/НЧ 250мм; ВЧ 25мм
  • Частота разделения кросовера: 1,1 кГц
  • Тип акустического оформления: Distributed Port
  • Габариты: (ШхВхГ) 406x1100x338 мм
  • Масса одной колонки: 37 кг