Все публикации


17  01  2019

Акустика Yamaha MusicCast Bar 400 и MusicCast 50

Мы не могли испытать интересную функцию технологии Yamaha MusicCast – использование беспроводных колонок в роли тыловых спикеров в домашнем кинотеатре. И вот такая возможность нам представилась – с саундбаром MusicCast Bar 400.

КОМАНДИРОВКА В ТЫЛ

Домашние кинотеатры с беспроводным тылом выпускаются давно. Однако широкого распространения они не получили. Легко догадаться, почему: высокая цена при качестве звучания, как у более доступных проводных комплектов или систем с виртуальным сарраундом. Еще одна причина, в те годы не очевидная, – в том, что решалась одна единственная задача: убрать акустические провода, идущие от основного блока (ресивера) к тыловым колонкам. При этом оставались силовые кабели и необходимость в стойках или настенных креплениях. А самое главное: использовать такой беспроводной тыл можно было только в составе конкретного комплекта и никак иначе.

Домашняя мобильность

Технология MusicCast Surround подразумевает принципиально другой сценарий использования. Она дает возможность постепенно собирать, наращивать систему. К примеру, вам необходима компактная акустика, которую можно при необходимости переносить по квартире, скажем, из спальни на кухню, в гостиную и обратно. Которая может служить приемником интернет-радио, будильником, клиентом потокового музыкального сервиса. И на которую можно транслировать музыку со смартфона. Всем этим требованиям удовлетворяет акустика MusicCast 50, и хотя стоит она не особо дешево, но своей цене вполне соответствует – и по возможностям, и по качеству исполнения, и по звучанию.

  

Потом покупаете большой телевизор и саундбар. Если догадались выбрать модель с поддержкой технологии Yamaha MusicCast Surround (на данный момент – MusicCast Bar 400), сможете использовать колонку MusicCast 50 для тылового канала. Или двух, если бюджет позволяет. А после киносеанса вернуть колонку туда, где она нужна – на кухню, в спальную или детскую. Конечно, хорошо, когда в каждой комнате у вас есть своя постоянная аудиосистема, но не все могут это себе позволить. В конце концов, лучше таскать по квартире одну хорошую колонку, чем иметь несколько посредственных стационарных. Это тот самый случай, когда количество не переходит в качество.

Своей цене вполне соответствует – и по возможностям, и по качеству исполнения, и по звучанию.

Возможно, со временем придет идея перевести свой домашний кинотеатр на более высокий уровень и обзавестись приличной фронтальной акустикой и AV-ресивером. Есть выбрать модель с поддержкой всё той же технологии, Yamaha MusicCast Surround (на данный момент это RX-V485, RX-V585 и RX-V685), тогда колонка MusicCast 50 сможет обеспечивать тылы и с ними. А если хочется иметь полный комплект тыловых спикеров, а тратиться на пару 50-х нет желания, можно приобрести два спикера MusicCast 20, которые ожидаются в самом скором времени – они компактнее и дешевле. Впрочем, вернемся из мечтаний о будущем в реальность – посмотрим, что из себя представляет MusicCast Bar 400.

Продуманная скромность

Старшая модель в линейке саундбаров Yamaha – выше нее располагаются звуковые проекторы – у них индекс модели начинается с аббревиатуры YSP (Yamaha Sound Projector), а у нашего героя – YAS, то есть Yamaha Audio System. Разница – в числе каналов и принципах формирования объемного звукового поля. У звуковых проекторов каналов больше и алгоритмы работы сложнее, но технологию MusicCast Surround выпускаемые сейчас проекторы не поддерживают – она им вроде ни к чему.

  

Как и все другие саундбары Yamaha, этот является воплощением внешней скромности: едва возвышается над тумбой под телевизор и не привлекает к себе внимание какими-то яркими деталями. Даже индикаторы, спрятанные за темным светофильтром, ведут себя скромно и не бьют в глаза. Если подвесить колонку под телевизором (для чего не требуется дополнительный кронштейны, поскольку петли для крепления к стене на корпусе уже имеются), она не будет обращать на себя внимание – всё оно достанется большому телевизору, и будет казаться, что это он создает такое обширное и рельефное звуковое поле.

Лучше таскать по квартире одну хорошую колонку, чем иметь несколько посредственных стационарных.

Все шесть драйверов саундбара сосредоточены на фронтальной панели, поэтому к стене он подвешивается горизонтально – как и лежит на тумбе. Для сравнения: у модели YAS-306, о которой мы писали в начале этого года, ориентация при установке на стену меняется, поэтому НЧ, СЧ и ВЧ-драйверы разнесены по разным плоскостям. А поскольку басовые драйверы у MusicCast Bar 400 размещены на узкой фронтальной панели, они меньше по диаметру, чему у модели YAS-306 – 4,6 см против 5,5. Но зато их не два, а четыре, поэтому суммарный объем перемещаемого воздуха у старшей модели получается больше, соответственно и нижняя граничная частота колонки ниже – это позволяет устранить провал на нижней середине, свойственный большинству компактных саундбаров. С другой стороны, меньший диаметр диффузоров позволил им охватить и среднюю часть диапазона, что положительно сказывается на слитности звучания, причем в самой значимой части спектра. Использование четырех СЧ/НЧ-драйверов дало возможность расположить их по принципу д’Апполито, что улучшает дисперсию и позволяет создавать более объёмную звуковую сцену.

В сабвуфере (естественно, беспроводном) установлен динамик 16 см, так что заявленные внизу 55 Гц не вызывают сомнений. Кстати, технология MusicCast позволяет добавить при желании еще один сабвуфер – MusicCast SUB 100 с динамиком 20 см и нижней граничной частотой 28 Гц.

Любители поговорить со своей техникой могут докупить модуль Amazon Alexa, и саундбар станет еще более «умным».

В остальном это типичный современный саундбар со всеми положенными «плюшками»: способностью передавать на телевизор видео в 4K и HDR, с возвратным аудиоканалом (ARC) у HDMI, полным набором сетевых интерфейсов (Ethernet, Wi-Fi), поддержкой Bluetooth, AirPlay и всех популярных потоковых сервисов (Spotify, Deezer, Tidal, Qobuz и др.). Любители поговорить со своей техникой могут докупить модуль Amazon Alexa, и саундбар станет еще более «умным». Но у него и своих «мозгов» хватает, хотя их очень важная часть вынесена в мобильное приложение Yamaha MusicCast Controller.

Кто ходит в гости по утрам…

Наше непосредственное знакомство MusicCast Bar 400 и эксперименты с MusicCast 50 проходили в шоу-руме московского представительства Yamaha. И уже в силу этого испытание для акустики было особенно сложным. Помещение большое – где-то 45 м², а то и больше. В придачу, разделено пополам деревянным стеллажом, так что саундбару пришлось, по сути, озвучивать всё пространство, причем несимметричное: справа была стена, слева – проницаемый для звука стеллаж. Тяжелый случай.

Колонка MusicCast 50 стояла на низком подиуме примерно в полутора метрах за зрительским креслом. Сначала слушали без нее.

Надо сказать, что технологии виртуального окружения ушли далеко вперед – всего 2-3 года назад они были не слишком убедительны, но система DTS Virtual:X – это уже серьезно. Звуковая сцена объёмная, масштабная, она не вытягивалась по линии экрана, но располагалась непосредственно перед зрительным рядом. Не очень люблю находиться в самом центре событий, поэтому такой расклад меня всегда устраивал.

Подключение тыловой колонки занимает буквально пару минут: надо зайти в настройки комнаты в приложении, тапнуть на активное устройство (в нашем случае MusicCast Bar 400), включить тумблер «Колонка объемного звучания L/R», выбрать «Блок 1», если колонка одна, или «Блок 2», если их две. И всё: система начинает работать. Желательно еще войти в более глубокий уровень настроек и выставить параметры многоканальной системы – дистанцию от зрительского места до каждого из спикеров, а также уровень. Да, мы привыкли к автоматическим системам калибровки, поэтому это может показаться сложным. На самом деле все предельно просто, займет минут 10, если заниматься очень тщательно.

Подключение тыловой колонки занимает буквально пару минут.

Эффект поразительный. Если бы не знал, что колонка всего одна, никогда бы об этом не подумал. Звуковая сцена выдвинулась вперед, отдельные источники звука стали явственно слышаться слева, справа, а иногда и сзади – как в полноценной многоканальной системе. В кино эффект был однозначно положительным. Пожалуй, немного не хватало «мяса», но это виновата не система, а слишком большой объем помещения. В комнате квадратов на 20 все будет еще веселее.

А что с музыкой в стерео?

На удивление хорошо. Звук не стал «жидким» и неестественным, как это часто бывает при пространственных обработках, но возникла реально трёхмерная и глубокая сцена с несколькими планами, по которым рассредоточились отдельные инструменты, и это сделало их образы более отчетливыми и выразительными. Конечно, если вслушаться, можно догадаться, что располагались инструменты в студии по-другому, что вокалисту следовало бы не тушеваться в глубине сцены, а подойти к нам поближе. Но ведь мы не знаем как все было на самом деле, поэтому просто получаем удовольствие от музыки.

Звук не стал «жидким» и неестественным, как это часто бывает при пространственных обработках, но возникла реально трёхмерная и глубокая сцена.

Источником контента служил тот же смартфон, на котором было установлено управляющее приложение — у меня на карте памяти хранится обширная коллекция записей в разных жанрах от классики до рока в обычном и в высоком разрешении вплоть до 96 кГц/24 бит. Все играли без проблем и с подобающим качеством, поскольку сигнал передавался по Wi-Fi.

Отключить колонку из общей системы еще проще — после формирования тыла в том же настроечном меню появляется пункт «Освободить динамики» — касаемся и можем переносить спикер туда, где он нужен. Всем спасибо, все свободны.

 

      

Yamaha MusicCast Bar 400 + MusicCast 50

MusicCast Bar 400 (YAS-408)

Конфигурация: 2.1 || Технология виртуального объемного звучания: DTS Virtual:X || Многоканальные форматы: Dolby Digital, Dolby Pro Logic II, DTS Digital Surround || Выходная мощность: 2 х 50 + 100 Вт || Динамики: 4 х 4,6 см, 2 х 2,5 см; 16 см (сабвуфер) || Диапазон частот: 55 Гц — 22 кГц II Входы: цифровые оптический и коаксиальный, аналог стерео (2 х RCA) || Выходы: на сабвуфер (RCA) II Сеть: Ethernet 100BASE-T/10BASE-T II Беспроводные интерфейсы: Wi-Fi IEEE802.11b/g/n 2,4/5 ГГц,  Bluetooth 2.1 + EDR || Многоканальные форматы: Dolby Digital, DTS || Воспроизводимые форматы файлов (по сети): WAV, AIFF, FLAC (до 192 кГц), ALAC (до 96 кГц), MP3, WMA, AAC (до 48 кГц) II Габариты: 980 x 60 x 111 мм (саундбар), 180 x 417 x 405 мм (сабвуфер) || Масса: 2,7 кг + 9,4 кг ||

MusicCast 50 (WX-051)

Конфигурация: моно || Функции MusicCast: стерео (две колонки), виртуальное окружение (одна или две колонки) || Будильник и таймер выключения: да || Выходная мощность: 35 Вт (НЧ) + 35 Вт (ВЧ) || Драйверы: НЧ 3-7/8″ x 2, ВЧ 1-1/8″ x 2 || Сеть: Ethernet 100BASE-T/10BASE-T II Беспроводные интерфейсы: Wi-Fi 2,4/5 ГГц, Bluetooth 4.2 + EDR || Apple AirPlay: да || Воспроизводимые форматы файлов (по сети): WAV, AIFF, FLAC (до 192 кГц), ALAC (до 96 кГц), MP3, WMA, AAC (до 48 кГц) || Аналоговые входы: mini-jack 3,5 мм, 2 х RCA || Цифровой вход: Toslink || Габариты: 400 x 123 x 200 мм || Масса: 4,5 кг ||